Posted 29 августа 2014,, 07:37

Published 29 августа 2014,, 07:37

Modified 31 марта, 11:52

Updated 31 марта, 11:52

«Нельзя допустить гонку вооружений в Арктике»

29 августа 2014, 07:37
Явная агрессивность некоторых арктических государств может вызвать новый виток эскалации напряженности в регионе, полагает глава Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.

Эскалация напряженности в Арктике сегодня представляет собой зеркало общей напряженности в мире - уверен генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, д.т.н. Сергей Гриняев.

- На днях глава МИД Канады Джон Бэрд заявил, что "Канада готова пойти на конфронтацию с Россией для того, чтобы защитить свои интересы в Арктике". Скажите, какие именно интересы являются приоритетными и стратегическими для Канады в Арктическом регионе, и как далеко Оттава готова пойти, защищая их?

- Следует учитывать, что Канада всегда уделяла и уделяет много внимания освоению Арктики. Канада видит свой интерес в Арктике главным образом в вопросе добычи возобновляемых ресурсов, в первую очередь, рыбы. Безусловно, Оттаву привлекает и перспектива добычи полезных ископаемых в полярных широтах.

Надо признать, что в последние годы Оттава предпринимает ряд серьезных шагов по укреплению собственного влияния в регионе. Так, Канада заблокировала заявку Европейского союза на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете, поскольку Канада имеет ряд нерешенных вопросов с ЕС в области рыбного промысла в полярных широтах. Особая «любовь» - Северо-Западный проход – морской путь из Тихого в Атлантический океан, проходящий по канадским проливам. Это конкурент российского Северного морского пути, и тут Оттава стремится обозначить для мировой экономики преимущества именного своего варианта провода грузов из Европы в Азию через Арктику.

Характерной канадской чертой «арктической стратегии» стало заявление Оттавы о намерении разместить в этом районе специальные боевые ледоколы (наверное, для борьбы с пиратством в этих широтах), что вызвало негативную реакцию даже Вашингтона.

Вместе с тем, для меня обозначенная в вопросе позиция главы МИД Канады стала довольно неожиданной. До этого времени Канада была достаточно конструктивным партнером России в вопросах сотрудничества в Арктике. У наших стран есть целый ряд вопросов, которые проще и эффективнее решать в партнерских отношениях.

То, что ситуация в двусторонних отношениях осложняется, стало понятно после того, как в апреле нынешнего года Канада отказалась от участия в заседании Арктического совета в Москве, сославшись на позицию России по Украине. То, что Канада многие годы лоббирует интересы Украины, в частности, вопрос о ее членстве в НАТО, было понятно и ранее. Но то, что украинское лобби в Канаде, как оказалось, имеет такое влияние на политику этой североамериканской страны, что события на Юго-Востоке Украины эхом прокатились даже по Арктике, а воля канадских политиков оказалась столь слабой, что поставила под угрозу интересы многих других народов Канады (не только украинцев), на мой взгляд, не выдерживает критики.

Говоря о том, насколько далеко Канада может пойти в своей воинствующей риторике по Арктике, следует помнить, что до последнего времени Арктика оставалась единственным регионом планеты, где спорные вопросы удавалось решать мирным путем посредством общения на «ледяных полях» Арктического совета. Явная агрессивность одних арктических государств в отношении других может поставить на повестку дня новый виток эскалации напряженности в регионе, вплоть до формирования военной блоковой структуры в Арктике и гонке «арктических вооружений», что, без сомнения, разрушит нынешний статус-кво, и отбросит достижения мирового сообщества на десяток лет назад.

Полагаю, что Оттава не столь воинственна, чтобы разрушить структуру международного диалога в Арктике, которая эффективно работает, в том числе, и на интересы самой Оттавы.

- Насколько вообще украинский кризис осложнил сотрудничество России с другими арктическими государствами?

- Украинский кризис осложнил сотрудничество России с большинством стран Запада. Причем как арктических, так и неарктических государств. Однако важно помнить, что сегодня интересы в Арктике есть и у стран, лежащих далеко от Полярного круга. Так, странами-наблюдателями Арктического совета являются сегодня Китай, Индия, Южная Корея, Япония и даже Сингапур. А вот с азиатскими странами сегодня у России складываются довольно доброжелательные отношения. Особенно это касается Китая и Индии.

Япония, правда, сегодня склоняется к американской позиции и санкциям против России, но это лишь «реверанс» Вашингтону в вопросе региональной безопасности. На самом деле, сегодня у Японии и России много общих задач (и не только в Арктике).

Совершенно понятно, что санкции и утрата диалога лишь отбрасывают нас в решении других острых и важных вопросов. В частности, от этого страдает и международное сотрудничество в вопросе освоения столь сложного региона как Арктика. Известно, что многие климатические изменения в современном мире берут свое начало в полярных регионах, и вопрос изучения климата, ледников и течений в Арктике это один из важных вопросов понимания будущего нашей цивилизации. Именно по этой причине ставить в зависимость перспективы одних проектов, работающих на долгосрочное будущее планеты, от военно-политической ситуации в одной, отдельно взятой стране (в частности, на Украине), контрпродуктивно.

- Джон Бэрд также заявил, что власти Канады крайне встревожены наращиванием военного потенциала России в Арктике. Тем не менее, начиная с 2008 года, Канада также проводит регулярные военные учения в регионе. На ваш взгляд, будет ли увеличиваться значение военного аспекта в Арктике?

- К сожалению, это так. Арктика сегодня играет все большую роль в стратегии развития современной цивилизации, а со временем ее значение будет только усиливаться. Эскалация напряженности в Арктике сегодня есть зеркало общей напряженности в мире. Современная цивилизация находится на перепутье своего развития: нефть в экономически эффективных месторождениях заканчивается, а прорыва в термоядерных источниках пока не предвидится. Так что ближайшие сто лет мы все также будем зависимы от углеводородного сырья, правда эта зависимость смещается сегодня от нефти в сторону природного газа, но избавиться от нее не удастся даже и через столетие.

- Вы видите возможность того, что территориальные вопросы в Арктике будут решены в ближайшие годы?

- Считаю, что в вопросе международного сотрудничества в Арктике сегодня необходимо придерживаться той структуры, в основе которой лежит Арктический совет. Именно вокруг него сегодня формируется и правовое поле урегулирования спорных вопросов в Арктике.

Также надо помнить, что сегодня открытых территориальных споров и претензий в Арктике нет ни у одного государства, что, кстати, является уникальной спецификой этого региона. Это же касается и разведанных запасов углеводородов, которые лежат в экономических зонах арктических государств и не допускают поводов для споров.

Учитывая обострение международной обстановки в мире, сегодня большое значение приобретает наличие возможности сохранения диалога даже в условиях конфронтации официальных позиций государств. Для этого очень важно поддерживать негосударственные структуры, объединяющие экспертов, ученых, журналистов и студенческую молодежь, и позволяющих наладить горизонтальные связи в социальных сообществах даже в непростые времена.

Так, в октябре в Санкт-Петербурге мы, при поддержке Фонда им.А.М. Горчакова, мы проведем очередное заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике. Задачи мероприятия – сохранить те самые «горизонтальные связи» в экспертном сообществе, понять причины и возможные последствия обострения международных отношений в Арктике.

К сожалению, уже сегодня при подготовке программы мероприятия мы сталкиваемся с нежеланием представителей западного экспертного сообщества участвовать в такого рода встречах – под любыми предлогами эксперты отклоняют приглашения. Учитывая нынешние проблемы с демократией на Западе, с очередной волной «охоты на ведьм», возможно, что они опасаются последствий для себя и своей карьеры в случае участия в российском мероприятии сегодня, когда официальная позиция большинства западных государств направлена на конфронтацию с Россией. Вместе с тем хочу отметить достаточно высокую активность наших азиатских партнеров – на мероприятии мы ждем представителей из Индии, Сингапура, Китая.

Беседовала Татьяна Хрулева

Материал подготовлен в рамках совместного проекта с Фондом поддержки публичной дипломатии имени Горчакова