Posted 29 августа 2014,, 12:22

Published 29 августа 2014,, 12:22

Modified 31 марта, 11:52

Updated 31 марта, 11:52

Запад гонят в гуманитарный коридор

29 августа 2014, 12:22
Владимир Путин показал лидерам западных государств путь для отступления. Идея о гуманитарном коридоре для окруженных украинских войск позволит провести саммиты ЕС и НАТО без учета слухов о начале «российского вторжения» на Украину.

Владимир Путин предложил руководству западных государств путь для отступления. Его идея о гуманитарном коридоре для окруженных украинских войск позволит провести саммиты ЕС и НАТО не обращая внимания на слухи о взятии российскими войсками города Новоазовска.

Президент Украины Петр Порошенко объявил, что на территории его страны находятся российские войска. В связи с этим по требованию Литвы был созван Совет Безопасности ООН, который украинские комментаторы окрестили «Лигой Наций», а также «Организацией Обеспокоенных наций» - за неспособность принять ни одного осуждающего Москву решения.

На этот раз, несмотря на резкие заявления многих западных дипломатов и даже обвинения России в «открытой лжи», Совбез ООН не рискнул уверенно заявить о том, есть или нет на территории Украины действующие части российской армии. Собственно, готовый проект резолюции был как раз только у России. Она предлагала потребовать немедленного прекращения военных действий на Украине, в первую очередь — от властей в Киеве.

Принимать этот документ Совбез ООН также не стал и заседание завершилось выражением «озабоченности» со стороны большинства стран Запада. Ключевой вопрос на Совбезе, пожалуй, звучал так: «Что мы еще должны сделать, чтобы в Москве нас услышали?»

Неудивительно, что «озабоченные» страны постарались донести свою точку зрения до России всеми доступными способами. Каждый так, как ему кажется доходчивее. Президент США Барак Обама выступил с обращением, в котором сказал, что его страна примет в связи с российскими действиями самые серьезные меры, но о возможности прямого военного участия в конфликте и речи быть не может. Слово «вторжение» в речи американского лидера вообще не прозвучало. «Некоторые чиновники призывают выйти за пределы экономических мер и начать прямое вмешательство в процесс, чтобы сместить баланс на поле боя в сторону молодого прозападного правительства в Киеве», — пишет The New York Times, указывая, что тормозом для таких инициатив оказывается именно президент США. Издание отмечает при этом, что необходимы новые антироссийские санкции, причем неясно, есть ли шанс, что после их введения Россия изменит свою политику.

Аналогичного мнения, судя по всему, придерживаются и в Берлине. Канцлер Германии Ангела Меркель после заявления Порошенко успела переговорить по телефону и с ним, и с Владимиром Путиным, и с некоторыми западными партнерами, в том числе по НАТО и ЕС. Украинский лидер попросил ее поднять вопрос поддержки Украины 30 августа на саммите ЕС. У российского лидера сама Меркель попросила (но не получила) объяснений в связи с информацией о появлении на Украине частей регулярной российской армии. Ну а зарубежных коллег, судя по всему, скорее успокаивала, поскольку Берлин пока не отказался от намерения не вводить, несмотря ни на что, новые серьезные секторальные санкции против Москвы.

Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung цитирует в пятницу Гернота Эрлера, советника правительства ФРГ по отношениям с Россией, который сомневается, что новыми санкциями Запад сможет добиться многого, поскольку «Путин в любом случае обстоятельствах будет полон решимости спасти сепаратистов от военного поражения».

И Владимир Путин изящно нарисовал для лидеров западных стран «дорожную карту», которая позволит им не вводить против России новых санкций на саммите ЕС 30 августа и не принимать военных мер, помимо уже запланированных, на встрече лидеров НАТО в Уэльсе 5-6 сентября. Выступив ночью с видеообращением, президент РФ попросил «ополчение Новороссии» открыть гуманитарный коридор для попавших в окружение украинских солдат, чтобы они могли не воевать «против своей воли», а вернуться «к семьям». Инициатива российского лидера удивительно быстро была поддержана так называемыми ополченцами, которых украинские военные и их западные коллеги считают (в большинстве своем) российскими военнослужащими.

Эта инициатива, очевидно, не может не быть оценена положительно. У западных лидеров появился прекрасный повод дать задний ход с санкциями и проигнорировать информацию о появлении российских войск под Новоазовском. И они, наверняка, им воспользуются, потому что к серьезным действиям не готовы.

Несмотря на все произошедшее в последние месяцы, Украина по-прежнему остается на периферии мировой политики и мало кто готов на деле готов согласиться с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, который считает, что украинский кризис — самый серьезные за «последние десятилетия» в Европе.

Иван Преображенский