Posted 1 сентября 2014,, 13:34

Published 1 сентября 2014,, 13:34

Modified 31 марта, 11:49

Updated 31 марта, 11:49

Санкции без внимания к именам

1 сентября 2014, 13:34
Москву не устроили итоги саммита Евросоюза из-за того, что там обсуждались новые способы давления на Россию. В то же время Кремль явно недооценил важность кадровых перестановок в руководстве европейской бюрократии.

Москву не устроили итоги саммита Евросоюза из-за того, что там обсуждались новые антироссийские санкции. В то же время Кремль настолько зациклен на себе, что недооценил важность перестановок среди европейского руководства.

Россия и Европейский Союз все с большим трудом понимают друг друга. С одной стороны, глава МИД России Сергей Лавров жалуется на «санкционную инерцию» сознания Европы. Москва делает вид, что ее не устраивает новое обсуждение санкций, хотя никаких решений европейцы принять не смогли. «Решения Евросовета, которые были приняты вчера, показывают, что санкционная инерция пока еще очень и очень сильна», - сказал Лавров, выступая в понедельник перед студентами МГИМО.

При этом даже глава российской дипломатии оставил практически без внимания избрание новым председателем Евросовета нынешнего премьер-министра Польши Дональда Туска, а комиссаром по внешней политике и политике безопасности ЕС — министра иностранных дел Италии Федерики Модерини. В самой России инерция сознания такова, что в Москве по-прежнему игнорируют любые кадровые перестановки в Брюсселе, делая вид, что вполне могут обойтись двусторонними контактами с руководством отдельных стран и практически полностью игнорируя надгосударственные структуры.

Иногда это работает. Как, например, со словацким премьер-министром Робертом Фицо, который накануне встречи Евросовета заявил, что его страна не поддержит новые санкции против России, которые являются, по его словам, контрпродуктивными. Но чаще результат оказывается обратный, как с той же Федерикой Модерини. В Москве на основании лишь одной ее встречи с Владимиром Путиным ее необоснованно «назначили» пророссийским кандидатом на должность главы внешнеполитического ведомства ЕС. В итоге уже на следующий день после назначения получили жесткую отповедь. Новый комиссар по внешней политике и политике безопасности ЕС заявила, что «Путин никогда не уважал дипломатические договоренности» и что Россия «больше не является стратегическим партнером» для Европы.

Второй вчерашний «назначенец», польский премьер-министр Дональд Туск, думается, будет в отношении России придерживаться еще более жесткой линии. В Москве могут сколь угодно долго рассказывать о том, что председатель Евросовета — это «английская королева» ЕС, не обладающая реальными полномочиями. Мол, пост президента так и не ввели, а предшественник Туска, Херман ван Ромпей был лишь жалкой пародией на реального руководителя: вся власть оставалась в руках председателя Еврокомиссии. Раньше это был Жозе Мануэл Баррозу, а теперь это кресло занял экс-премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Если уж с кем-то и выстраивать в Брюсселе отношения, так это с ним, говорят многие российские аналитики. И совершенно не учитывают того факта, что Херман ван Ромпей был назначен на должность председателя Евросовета как раз по той причине, что это потенциально очень сильный пост и главы государств-членов ЕС постарались обезопасить себя, выбрав очевидно слабую кандидатуру.

Дональд Туск — противоположность своему предшественнику. Помимо того, что это сильный политик и недавний руководитель одной из крупнейших, хоть и посткоммунистических, стран Евросоюза, он еще пользуется полной поддержкой со стороны канцлера ФРГ Ангелы Меркель, а значит, всей мощи германской дипломатии. Бывший польский премьер имеет и собственные весьма неплохие отношения с США и сможет опереться и на их поддержку. Наконец, в последние годы он был неформальным лидером так называемой «Вишеградской четверки» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), недаром официальная Прага активно поддерживала его кандидатуру. Так что этот ресурс он также может использовать во внутриполитической борьбе внутри ЕС для усиления своего влияния.

Россия все еще озабочена санкциями, которые европейцы пока вводить не стали, а напротив, с большой долей вероятности отложили вовсе не на неделю, как было заявлено на встрече Евросовета, а на заметно более долгий срок. В нынешних условиях следовало бы обратить внимание совсем на другие итоги европейского саммита. «Мягкая» Модерини и более жесткий (в отношениях с Россией, разумеется), Дональд Туск — это заметно опаснее для Кремля, чем ритуальные танцы вокруг санкций. Польское руководство последние дни не скрывало, что верит в прямое военное участие регулярной российской армии в боевых действиях на Украине. И теперь эта позиция неизбежно станет официальной и для евробюрократии.

Не говоря уже о том, что в самой Польше уход с внутриполитической сцены накануне всеобщих парламентских выборов Дональда Туска вызовет настоящее землетрясение. Не исключено, что в итоге премьером может стать нынешний министр иностранных дел Радослав Сикорский, к которому у российского руководства весьма негативное отношение. Причем, это чувство, стоит отметить, взаимно.

Впрочем, возможно, Москва и права, не обращая внимания на перестановки в европейском руководстве. Так ли уж важно, с кем придется иметь дело, если все равно нет никаких шансов убедить в чем либо европейских политиков?

Иван Преображенский