Posted 3 сентября 2014,, 13:50

Published 3 сентября 2014,, 13:50

Modified 31 марта, 11:47

Updated 31 марта, 11:47

Санкции вместо войны

3 сентября 2014, 13:50
К вечеру четверга Еврокомиссия должна передать в Совет ЕС свои окончательные предложения по санкциям против России. Вопреки прогнозам российской прессы, власти стран Евросоюза их все же поддержат. Хотя они и не будут слишком тяжелыми.

К вечеру четверга Еврокомиссия должна передать в Совет ЕС свои окончательные предложения по санкциям против России. Вопреки прогнозам российской прессы, власти стран Евросоюза их поддержат. Правда, новые санкции будут не слишком тяжелыми.

Меры экономического давления на Россию будут касаться технологий в сфере энергетики, запрета на экспорт или импорт вооружений, покупки российских ценных бумаг и взаимодействия с госбанками.

Правда, за исключением прямого запрета на определенные финансовые операции, речь идет в очередной раз о достаточно туманных предложениях, если судить по тому проекту санкций (на английском языке), который опубликовало чешское издание Lidovy noviny, принадлежащее вице-премьеру чешского правительства Андрею Бабишу. В документе упоминается также добыча нефти в Арктике и технологии высокой очистки нефтепродуктов.

Но в целом пункты, касающиеся товаров двойного назначения и обороны, весьма туманны. Не вполне ясно, в чем их отличие от предыдущего пакета санкций, который запрещал заключение новых контрактов в тех же областях взаимодействия с Россией.

Тем не менее, даже в этом виде санкции вряд ли будут введены в действие. Правительства сразу нескольких стран обещали внимательно ознакомится с документом - с тем, чтобы предложить к нему свои коррективы. Как заявил, например, премьер-министр Чехии Богуслав Соботка, «мы не можем сейчас предположить, какие последствия будут иметь ответные санкции, адресованные Россией странам ЕС». В связи с этим чешское правительство вырабатывает свои замечания, которые к четвергу и должна будет учесть Еврокомиссия. Серьезные претензии есть и у Финляндии, которая, по данным последних внутриевропейских тестов, оказалась самой энергозависимой от России страной ЕС. В похожем положении и Словакия, чей премьер Роберт Фицо уже назвал новые санкции лишенными смысла.

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что многим членам Еврокомиссии также нет смысла бороться за предельно жесткие меры против России. Новый председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер как раз начал консультации с будущими еврокомиссарами. Что касается нынешнего состава Еврокомиссии, то он уже в октябре уйдет в отставку. Впрочем, по этой же причине нынешним членам ЕК не придется нести ответственность за последствия санкций.

Среди предложений, которые накануне получили послы стран ЕС от представителей Еврокомиссии, немало и более жестких формулировок по сравнению с тем проектом санкций, который опубликовали Lidove noviny. В частности, как сообщает Reuters, предлагается распространить запрет на привлечение капитала на европейских рынках на все российские госкомпании, а не только на госбанки. Кроме того, речь идет о сокращении минимального срока погашения долговых инструментов, выпущенных банками, подконтрольными российским властям, с текущих 90 до 30 дней, а также запрете на торговлю деривативами.

Предложения эти, правда, не встретили полного понимания со стороны того же Кипра и, отчасти, даже Великобритании, хотя ее премьер Дэвид Кэмерон и занимает весьма жесткую позицию в отношении России.

Однако российские СМИ зря подают ситуацию так, будто внутри ЕС есть серьезна фронда, которая будет выступать против антироссийских санкций. В реальности ситуация сложнее. Каждая страна стремится оценить свои собственные экономические риски и так перераспределить европейские санкции, чтобы главные потери несли какие-то другие государства ЕС. В частности, Чехия хотела бы получить четкое определение понятия «чувствительных» технологий и исчерпывающее описание станков и другого оборудования, которое запретят поставлять в Россию, поскольку они составляют значительный процент от чешского экспорта.

Финны, в свою очередь, волнуются как по поводу «чувствительных технологий», так и в связи с непонятными пока запретами на взаимодействие в энергетической сфере. При этом каждая страна стремится по своим каналам выяснить, каковы будут ответные меры Кремля, для того, чтобы просчитать заранее и потери от ответных российских санкций. И, чтобы не получилось как с запретом на ввоз продуктов питания, досрочно гарантировать себе компенсации из бюджета Евросоюза.

Самые смешные санкции, которые, вероятно, устраивают в ЕС практически всех, это требование ограничить членство Москвы в Международной и Европейской федерациях футбола. Это шаг не может повлечь за собой даже автоматического отзыва у России права на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Мера абсолютно символическая, публичная и незатратная. Причем авторам этой идеи, похоже, не помешает и тот факт, что уставы УЕФА и ФИФА запрещают властям и политическим организациям вмешиваться в их работу. Настолько велик соблазн, наказать Россию, не принимая серьезных финансовых мер.

Что будет в итоговом проекте санкций, скорее всего, станет ясно уже в четверг утром. Пока Еврокомиссия отказывается комментировать ход консультаций. Но ожидать сенсаций не стоит. Ни одна страна не проголосует против, но и сами меры экономического воздействия на Россию вряд ли будут выбраны из списка самых жестких предложений.

Европа очень не хочет вступать в прямую военную конфронтацию с Россией. Эту позицию лучше всех передал экс-президент Польши, Нобелевский лауреат Лех Валенса, который со свойственной ему прямолинейностью заявил, что Польша «должна поставить ракеты с ядерными боеголовками» и сказать России «попробуй, факт, ну, попробуй». А иначе она может быть следующей после Украины, однако, говорит Валенса, прямого военного конфликта ЕС против РФ надо избежать, потому что он и вправду вполне может перерасти в ядерную войну.

Иван Преображенский, Прага