Posted 8 октября 2014,, 08:42

Published 8 октября 2014,, 08:42

Modified 31 марта, 11:14

Updated 31 марта, 11:14

Караджич: каюсь, но не убивал

8 октября 2014, 08:42
В Гаагском трибунале на днях с последним словом перед вынесением приговора выступил бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич. Балканские политологи и пресса продолжают активно обсуждать событие и гадать о вердикте.

В Гаагском трибунале по бывшей Югославии на днях с последним словом перед вынесением приговора выступил бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич. Выступление Караджича длилось 10 часов (с перерывами). Следствие продолжалось шесть лет (тринадцать он пребывал в розыске), и все это время Караджич находился в гаагской тюрьме. Обвиняемый отказался от адвокатов и защищает себя сам. Балканские политологи и пресса продолжают активно обсуждать событие и гадать о вердикте: решение суда ожидается не ранее следующего года.

Выступление 69-летнего Караджича выглядит достаточно эмоциональным, а сам он - уверенным и решительным (видео с его речью выложено на сайте Трибунала). Он по-прежнему виновным ни в чем себя не признает и утверждает, что всего лишь принимал участие «в героической борьбе, защищая сербское население». Более того, обвиняемый проецирует предъявленные ему обвинения на это самое население.

«Обвинения выдвинуты против всего сербского народа, – говорит он. - Я знаю правду, и прокуроры знают правду. Они пытаются ввести суд в заблуждение». Он прямо обвинил прокуроров в том, что они построили обвинения «на инсинуациях, слухах и показаниях собственных сотрудников».

Напомню: первое заседание по делу Радована Караджича состоялось 31 июля 2008 года. На нем бывшему лидеру боснийских сербов были предъявлены обвинения в преступлениях против человечности, геноциде, нарушениях законов и обычаев войны в ходе вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах. Однако по ходу многолетнего следствия (вызваны и заслушаны сотни свидетелей) в прокурорском обвинительном заключении осталось 11 пунктов. Это — геноцид несербского населения Боснии и Герцеговины (мусульман и хорватов), нападения на гражданских лиц, негуманное обращение, убийства и депортации.

В своем заключительном слове (текст составляет 800 страниц) в Гаагском суде Радован Караджич признал, что как лидер несет моральную ответственность за любые преступления, совершенные боснийскими сербами. У него также хватило мужества (или это жест перед вынесением приговора?) извиниться перед родственниками жертв.

Главное место в обвинительном заключении занимают события в Сребренице. Прокуратура считает Радована Караджича причастным к гибели здесь восьми тысяч мусульман, подводя под статью "геноцид". Еще в 2007 году на слушаниях по преступлениям в Сребренице с участием обвиняемых, как отмечается в западной печати, "офицеров сербских подразделений и пособников уже осужденного трибуналом на 35 лет тюремного заключения генерала Радислава Крштича" были вскрыты драматические подробности тех давних событий. Тогда обвинительный документ, насчитывающий 60 страниц текста, зачитала уже бывший прокурор трибунала Карла дель Понте. В этнических чистках в Боснии были обвинены, в частности, Любиша Беару, возглавлявший службу безопасности главного штаба армии боснийских сербов, а также шеф сербской полиции Любомир Боровчанин. (Радован Караджич тогда все еще числился в «хашских бегунцах» («гаагских беглецах»).

И если рассуждать о том, что зачтется Караджичу, то, несомненно, ранее состоявшиеся суды и приговоры другим соучастникам, как полагает трибунал, преступлений в Сребренице «играют» против лидера боснийских сербов, усугубляя его положение.

Видимо, могут утяжелить вердикт международного трибунала и другие обстоятельства, напрямую не касающиеся самого Караджича, однако создающие атмосферу некоей общей «вины» сербского народа в той войне 1990-х годов.

Известно, что с подачи руководства Сербии, стремящегося в Евросоюз и испытывающего давление Запада и международных структур, в период с 2002-го по 2005 год Трибуналу добровольно-принудительно сдались десятки объявленных в международный розыск подозреваемых. Среди них — бывший президент Сербии Милан Милутинович, вице-премьер правительства Югославии Никола Шаинович, генералы армии и полиции Небойша Павкович, Драголюб Ойданич, Сретен Лукич и Владимир Лазаревич.

Несмотря на то что никто из них не признал себя виновным, все они получили серьезные сроки заключения. К примеру, президент самопровозглашенной республики боснийских сербов Биляна Плавшич была приговорена к 11 годам тюрьмы. (В октябре 2009 года, отбыв две трети срока, была досрочно освобождена, учитывая ее примерное поведение.)

Однако есть другие обстоятельства, которые могут смягчить участь Радована Караджича, воспринимаемого многими сербами настоящим героем.

В частности, несмотря на то, что факт геноцида мусульманского населения Сребреницы в 2006 году был признан Международным судом ООН в Гааге, для дела Караджича важно, что этот же суд отказал Боснии и Герцеговине в иске о признании Сербской Республики Югославии виновной в геноциде мусульманского населения.

На руку Караджичу и тот факт, что Гаагский трибунал очень мягко обошелся с Насером Оричем, командующим силами боснийских мусульман в Сребренице, которого сербы обвиняют в убийстве более трех тысяч мирных жителей в 1992-1993 годах. Он получил два года тюрьмы и был освобожден едва ли не в зале суда, учитывая предварительное заключение. (Напомню: Радован Караджич «сидит» под следствием уже шесть лет.)

Освобождение Орича вызвало тогда у сербов и их сторонников шок. Ведь, по свидетельствам журналистов, во время войны Орич даже бравировал своими "заслугами". Он с удовольствием показывал, например, журналистам газет "Вашингтон Пост" Джону Помфреу и "Торонто Сан" Биллу Шиллеру снимки своих "подвигов" в сербских селах.

В своей статье Шиллер писал: "Орич – самый кровожадный убийца. (...) Все эти снимки он показывал мне сам, когда мы сидели у него дома в январе 1994 года. Я с ужасом рассматривал шокирующие видеокадры того, что Орич называл "наилучшие хиты Насера Орича". Я видел на них множество трупов, спаленные дома, отрубленные головы, бегущих людей. В следующем ряде кадров были показаны мертвые тела людей, погибших от взрывов. "Мы отправили их на Луну", - хвастался Орич. Когда в кадрах появился город призраков, помеченный пулями, без каких-либо видимых трупов, Насер Орич поспешил объявить, что "мы убили там 114 сербов".

Есть еще одна "зацепка", которая может сработать на лояльное отношение суда к обвиняемому Радовану Караджичу. На слушаниях в 2009 году он уверял, что некую охранную пожизненную грамоту ему "выписал" тогдашний спецпредставитель президента США на Балканах Ричард Холбрук. Однако сам Холбрук всячески открещивался от этих заявлений. А в 2010 году и вовсе умер.

Но журналистские расследования балканских коллег указывают на то, что нет дыма без огня. Несколько лет назад в белградской газете "Политика" утверждалось, что в июне 1996 года спецпредставитель президента США на Балканах Ричард Холбрук, "крестный отец" Дейтонского мирного соглашения о прекращении войны, заключил-таки с "военным преступником" Караджичем секретный договор.

Газета воспроизвела даже оригинал этого договора на сербском языке. Текст его состоит из двух частей. В первой — зафиксированы обязательства Караджича перед американской стороной: он подтверждает готовность уйти не только в отставку, но и навсегда исчезнуть из политической жизни. Вторая часть – обязательства США перед Караджичем. Соединенные Штаты гарантируют ему прекращение преследований Гаагским трибуналом.

Во втором пункте американских обязательств записано, что "власти США предоставляют в распоряжение Радована Караджича сумму в $600 тыс. в местной валюте". Деньги выделяются на то, чтобы он мог на них безбедно жить в течение нескольких лет. Под документом, как утверждает "Политика", стоят подписи Радована Караджича и Ричарда Холбрука. Однако проблема Караджича сегодня заключается в том, что сам его визави ничего уже ни подтвердить, ни опровергнуть не может.

Замечу, что первоначально окончание полномочий Международного трибунала по расследованию военных преступлений в бывшей Югославии было обозначено 2010 годом. Однако поимка Караджича в 2008-м вынудила ООН продлить его миссию. Последним из могикан в этом Трибунале станет, видимо, генерал Ратко Младич, бывший командующий армией боснийских сербов, коллега Караджича. Его поймали в 2011 году – следствие идет параллельно. Видимо, не шатко не валко, потому что суд предполагает закончить свою работу не ранее 2020 года.

Впрочем, судя по последним мировым событиям - «балканизации» Украины, - вполне вероятно, что международное сообщество примет решение о ребрендинге Трибунала досрочно, расширив круг расследований преступлений против человечности. ООН уже объявила о своем интересе к братским могилам с неопознанными трупами в Донбасском регионе и о направлении туда своей миссии.

Алла Ярошинская