Posted 16 октября 2014,, 13:46

Published 16 октября 2014,, 13:46

Modified 31 марта, 11:05

Updated 31 марта, 11:05

Визит на фоне парадов

16 октября 2014, 13:46
Владимир Путин начал турне по Южной Европе. Вначале он приехал в Белград к потенциальным союзникам, затем отправится в Милан — к бывшим партнерам. При этом, похоже, президенту России проще говорить с Киевом, чем с европейцами.

Владимир Путин начал турне по Южной Европе. Вначале он приехал в Белград к потенциальным союзникам, затем отправится в Милан — к бывшим партнерам. Отношения с ЕС так испортились, что президенту России, похоже, проще говорить с Киевом, чем с европейцами.

В Сербию российский лидер приглашен на парад, посвященный семидесятилетию освобождения Белграда от немецко-фашистских войск. Причем стоит отметить, что сербская армия будет маршировать по центру столицы впервые за тридцать лет. Что, разумеется, не значит, что Сербия готовится с кем-то воевать, однако заставляет задуматься. Особенно если вспомнить, с какого региона начиналась Первая мировая война как раз сто лет тому назад. Тогда, кстати, Сербия и Российская империя были союзниками, как и во время Второй мировой. О чем, наверняка, напомнят зрителям российские военные летчики из пилотажной группы «Стрижи», которые также примут участие в белградском параде.

Сегодня Сербия - практически единственный союзник России за пределами постсоветского пространства в Европе. И российский, и сербский лидер подготовились к этой встрече информационно. Так, умеренный сербский националист Томислав Николич накануне приезда российского коллеги заявил, что именно современную армию России он считает правопреемницей Красной армии, которая помогала освобождать Югославию и была ее союзницей во Второй мировой войне.

Что касается Владимира Путина, то ему не просто надо продемонстрировать, что у России еще остались союзники в Европе. Тем более, что в ЕС Сербия не входит, помочь построить трубопровод «Южный поток» без участия Болгарии не может, а в военном плане сегодня скорее ориентируется на Брюссель, чем на Москву. Российский лидер использует Сербию как трамплин, чтобы отправиться оттуда на саммит «Азия-Европа» в Милан, где его не только не встретят парадом, но напротив постараются продемонстрировать максимально пренебрежительное отношение.

Поэтому подготовка к Милану не ограничилась одними только интервью, приказами и заявлениями Владимира Путина. В прессе появились также интервью главы его администрации Сергея Иванова, секретаря российского Совета Безопасности Николая Патрушева и, разумеется, многочисленные комментарии министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Сам Владимир Путин информационно «закрыл» три ключевые темы: противостояние России с США, ситуацию на Украине и поставки газа в ЕС. Накануне поездки в Белград он приказал отвести войска, проводившие, по официальной российской версии, учения на территориях, приграничных с украинскими. И хотя НАТО поторопилось заявить, что российские военные ни на шаг от границы не отошли, медийный эффект от указания президента РФ явно был призван способствовать умиротворению его потенциальных собеседников в Милане: от канцлера Германии Ангелы Меркель до президента Украины Петра Порошенко.

Что касается отношений с США, то российский президент пустил в ход самый мощный «силовой» аргумент, которым обладает страна, то есть, напомнил о ядерном статусе России. «Нынешний спад в отношениях между нашими странами - не первый, - напомнил Путин, говоря о США. - Надеемся, что партнеры осознают безрассудность попыток шантажировать Россию, вспомнят, чем чреват разлад между крупными ядерными державами для стратегической стабильности. Со своей стороны готовы к развитию конструктивного сотрудничества на принципах равноправия и реального учета интересов друг друга».

Впрочем, в интервью Владимира Путина сербским СМИ было и еще одно послание — на этот раз исключительно к ЕС, а в наибольшей степени даже к Германии. Речь идет о возможных проблемах с транспортировкой российского газа и необходимости, во избежание этого, диверсифицировать каналы его поставок. Попросту говоря, Еврокомиссия должна разрешить начать строительство «Южного потока», которое сейчас блокирует, по требованию Брюсселя, Болгария.

В интервью изданию «Политика» Путин, в частности, заявил: «Если же говорить о дальнейших перспективах экспорта газа из России в Европу, то очевидно, что проблема транзита через украинскую территорию пока сохраняется. Одно из очевидных решений - это диверсификация маршрутов поставок». И добавил, что Еврокомиссия должна, на его взгляд, урегулировать, наконец, «вопрос об использовании на полную мощность газопровода OPAL», а также разблокировать «Южный поток».

Услышали ли российского лидера европейцы и американцы? Скорее всего, да. Но готовности договариваться с ним они пока не обнаружили. По крайней мере, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что его страна при действующем транзитном контракте не может в полной мере гарантировать бесперебойный транзит российского газа в Европу, а Еврокомиссия накануне миланского саммита выпустила директиву, которая предусматривает, в том числе, возможность прекращения поставок этой зимой российского «голубого топлива».

Впрочем, шанс все же есть. За день до приезда Владимира Путина в Белград стало также известно о том, что очередная, назначенная на 21 октября трехсторонняя (Киев, Москва и Еврокомиссия) встреча по поставкам газа через украинскую территорию из России в ЕС переносится в Брюссель. С учетом того, что ранее еврокомиссар Гюнтер Эттингер говорил, что именно на этой встрече возможно подписание соглашения, есть шанс, что оно уже почти достигнуто. А все последние резкие заявления — это такой способ торговаться.

По крайней мере, на фоне военных парадов и напоминаний о ядерном статусе, очень хочется верить, что все алармистские заявления — это только слова, а главной в отношениях России с Западом по-прежнему остается экономика, а не геополитика.

Иван Преображенский