Posted 16 октября 2014,, 15:27

Published 16 октября 2014,, 15:27

Modified 31 марта, 11:05

Updated 31 марта, 11:05

«Вместо виз Украине нужно думать о границе»

16 октября 2014, 15:27
Даже если Киев введет визовый режим с Россией, проблем это не решит, полагает руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко.

Заявление премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что он не исключает введения визового режима с Российской Федерацией, продемонстрировало уровень и масштаб взаимного отторжения, существующий сегодня между нашими странами. О том, насколько реально введение виз с Украиной и к чему это может привести, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко.

– Насколько, на ваш взгляд, реалистично выглядит намерение Украины отгородиться от России стеной и визами с учетом того, что эта страна продолжает оставаться членом СНГ?

– Тут необходимо расставить все на свои места. Мне не нравится такая постановка вопроса. Украина считает, что пытается отгородиться не от России, а от террористов, которые непрерывно вторгаются на ее территорию. Можно ли отгородиться от этого визовым режимом? Думаю, что нельзя. Это неправильное решение этого вопроса. Полагаю, что нужно заниматься защитой тех участков границы, которые подвержены сейчас этим вторжениям.

– Так могут быть введены визы с Украиной или нет?

– Думаю, что нереалистично. По крайней мере, пока. Даже несмотря на то, что антироссийские настроения на Украине в силу происходящего сейчас на ее юго-востоке действительно очень серьезно нарастают. Но по последним социологическим исследованиям какого-то значительного слома отношения к России и русскому народу в этой стране нет. Есть очень серьезное ухудшение отношения лично к президенту Российской Федерации и его администрации.

Что касается виз, то если они все-таки будут введены, это будет мерой временной, которая не принесет положительного результата. Решать имеющиеся сейчас проблемы нужно другими способами.

– Какими, например?

– Их много. В частности, это чисто оперативные, технические способы защиты той части границы, которые на сегодняшний день открыты.

– Но если мы представим, что визовый режим все же будет введен, как это отразится на двусторонних отношениях - с учетом хотя бы того, что в России работает около полутора миллионов граждан Украины?

– Ну, визы существуют и между Украиной и Евросоюзом, тем не менее, там работает гораздо больше украинцев, чем в России. В данном случае, я полагаю, что ухудшить российско-украинские отношения больше, чем сейчас, уже практически невозможно. Я не могу представить себе, что могло бы сделать их еще хуже. Поэтому я не думаю, что эта мера своевременна. Вряд ли визы будут введены и вряд ли украинцы, связанные сотнями тысяч связей с Россией, в массе своей с таким шагом согласятся.

– Почему эта тема всплыла именно сейчас?

– Она всплывает при всяком обострении российско-украинских отношений, то с российской, то с украинской стороны, в зависимости от того, кто был его инициатором. И ни разу пока она не была реализована. Не думаю, что она будет реализована и сейчас.

Что касается нынешнего состояния российско-украинских отношений, то, на мой взгляд, хуже может быть только открытое военное столкновение армий двух стран.

– Вы не исключаете этого?

– Надеюсь, что этого не будет, как и визового режима между нашими государствами. По крайней мере, у меня большие надежды на предстоящую встречу президентов России и Украины. Внешние признаки, которые сейчас можно наблюдать, говорят о том, что с обеих сторон есть довольно серьезное понимание того, что дальнейшая конфронтация не отвечает национальным интересам ни Украины, ни России. Так что будем надеяться на лучшее.

Беседовал Александр Желенин