Posted 20 октября 2014,, 06:30

Published 20 октября 2014,, 06:30

Modified 31 марта, 11:03

Updated 31 марта, 11:03

СМИ: Россиян, которые живут за рубежом, могут заставить платить подоходный налог

20 октября 2014, 06:30

МОСКВА, 20 октября. Авторы доклада "Стратегия России по защите финансового сектора от западных санкций", подготовленном в Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ считают, что нужно ввести национальный режим налогообложения доходов всех россиян, в том числе живущих за рубежом.

Как сообщает газета "Известия", такой режим может быть введен за 3-5 лет. Он должен затронуть все доходы, которые получают россияне за рубежом: дивиденды, процентный доход, доходы от реализации акций или недвижимости, консультаций. Отметим, что сейчас россияне, которые живут более полугода за рубежом, не являются налоговыми резидентами РФ и не платят налогов с доходов, полученных за ее пределами.

По словам автора доклада, заместителя заведующего кафедрой государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ивана Капитонова, соответствующая норма может быть предусмотрена в рамках принятия президентских мер по деофшоризации экономики, в рамках разработанного Минфином закона о контролируемых иностранных компаниях, который обязывает уплачивать российские компании налог с нераспределенной прибыли своих зарубежных структур.

"Новые правила налогообложения приведут к значительному усложнению и увеличению расходов на содержание иностранных структур, таким способом планируется вернуть часть капиталов обратно в Россию", - рассказал Капитонов.

В прошлом году, приводит данные Капитонов, через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд – это пятая часть всего российского экспорта.

По его мнению, новые правила потребуют создания в России аналога американского залога FATCA (о налогообложении иностранных счетов США. - Прим. "Росбалта"). По этому закону иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с Налоговым управлением США (IRS) специальные соглашения. По ним банки обязаны контролировать наличие средств на счетах и отчитываться об этом перед IRS. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Представители РАНХиГС предлагают и другие меры по деофшоризации экономики. "Следует значительно увеличить нормы резервирования для банков по кредитам, выдаваемым оффшорным компаниям, а также компаниям, не осуществляющим реальной деятельности. В противовес оффшорам следует законодательно ввести понятие национальной компании – зарегистрированной в России, являющейся добросовестным налогоплательщиком, с бенефициарами в лице российских граждан и не имеющей взаимоотношений с оффшорами. Только таким национальным компаниям следует предоставлять доступ к государственным закупкам, кредитам и преференциям", - отмечается в докладе.

По убеждению его авторов, необходимо также ликвидировать налоговые льготы для компаний, инкорпорированных за границей, включая льготное налогообложение дивидендов для иностранных инвесторов.

"Также целесообразно введение требования о раскрытии информации о бенефициарах зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в России. Создание специальных черных списков (баз данных) конечных бенефициаров оффшорных компаний и оффшорных финансовых трастов. К участникам таких списков должно быть повышенное внимание со стороны госрегуляторов и правоохранительных органов. Следует кардинально пересмотреть большинство соглашений об избежании двойного налогообложения, разорвав их не только с оффшорами, но и с "налоговыми гаванями", - предложили авторы "Стратегии". - С принятием перечисленных выше мер целесообразно провести мягкую одноразовую налоговую амнистию капиталов, выведенных в оффшоры и возвращаемых в российскую юрисдикцию".

Между тем, напомним, что Госдума ратифицировала во втором чтении конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. Конвенция предусматривает оказание государствами-участниками взаимной административной помощи по налоговым делам в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер.

Россия ратифицирует документ с оговорками, в том числе по ограничению списка налогов, в отношении которых российской стороной будет оказываться какая-либо помощь другим государствам, подписавшим конвенцию, а также о неоказании помощи по исполнению любого налогового требования или по взысканию административного штрафа.