Posted 21 октября 2014,, 14:01

Published 21 октября 2014,, 14:01

Modified 31 января, 00:42

Updated 31 января, 00:42

Деньги в Москву больше не полетят

21 октября 2014, 14:01
Судя по реакции французской прессы на гибель в аэропорту «Внуково» главы компании Total, в конспирологию европейцы не верят. Зато всерьез задумываются о том, не слишком ли дорого им обходится сотрудничество с Россией.

В Москве в аэропорту «Внуково» погиб председатель французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Он считался одним из самых влиятельных противников введения европейских санкций против России и называл своим другом нефтетрейдера Геннадия Тимченко, который, в свою очередь, считается близким товарищем Владимира Путина. Недаром тот, принося свои соболезнования родственникам и друзьям погибшего, назвал де Маржери «настоящим другом России».

Глава Total возвращался со встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, к которому приехал с советами по привлечению иностранных инвестиций (несмотря на действующие против России санкции со стороны Евросоюза, США, Австрали, Канады, Японии и ряда других стран). О чем глава российского правительства говорил с французским топ-менеджером неизвестно. Да теперь это и неважно, поскольку самолет главы Total не смог улететь из Москвы. Не успев оторваться от земли, бизнес-джет Falcon 50 зацепил оказавшуюся на полосе снегоуборочную машину, перевернулся и загорелся. Вместе с де Маржери погибли три члена экипажа. Нетрезвый (согласно версии следствия, появившейся в СМИ) водитель снегоуборщика выжил.

Впрочем, это самое простое дело – валить все на «стрелочника». Тогда можно не выяснять, куда смотрел остальной персонал аэропорта, случайно или нет произошло столкновение. «Был пьяный» - этим в России можно попытаться объяснить чуть ли не любую трагедию. Гораздо труднее признать и объяснить самим себе и всему миру, что речь идет о разгильдяйстве, которое выражается не столько в выходе на работу пьяным, сколько во всеобщем невыполнении людьми их служебных обязанностей.

Первым в таких терминах заговорил замминистра транспорта Валерий Окулов, много лет возглавлявший крупнейшую авиакомпанию страны «Аэрофлот». «Такое раздолбайство, что слов нет», - заявил он журналистам по приезду из «Внуково», после чего отказался от дальнейших комментариев.

Разумеется, ответом на «пьяного водителя» станет, по доброй традиции современной России, десяток инициатив. Одни доброхоты предложат запретить водителей, другие — уборку снега, третьи — установить алкометры в системы зажигания всех транспортных средств в российских аэропортах. Государственные мужи неминуемо вновь заговорят о передаче в другие руки московского авиаузла. Недаром же два года назад планировалось консолидировать федеральное имущество в трех столичных аэропортах (в виде земельных участков и взлетно-посадочных полос) с тем, чтобы передать их в управление Росимуществу, а затем — в концессию. В дальнейшем для управления этим имуществом планируется создана единую госкомпанию. Правда, и у этого решения могут быть свои выгодоприобретатели, например, бизнесмен Алишер Усманов, который, по данным газеты «Ведомости», мог бы после консолидации активов прикупить себе долю.

По российской традиции любители конспирологии тут же принялись строить версии относительно того, кому мог помешать Кристоф де Маржери. В русскоязычном сегменте мировых соцсетей многие делают однозначный вывод: за водителем снегоуборщика стоят США, спецслужбы которых устранили топ-менеджера французской Total за то, что он мешал их планам по завоеванию России и всего мира.

К счастью, пресса во Франции, где гибель де Маржери стала главной новостью дня, не занимается мониторингом русскоязычных страниц в социальных сетях, а транслирует преимущественно сообщения российских и французских официальных лиц. Такие ведущие французские издания как Le Figaro или Liberation, или, например, первый канал национального телевидения TF1, вспоминают каким «отличным управленцем» был де Маржери, обсуждают технические детали трагедии (со ссылкой на российские СМИ) и судачат о том, кто сменит покойного в кресле председателя Total.

Так будет продолжаться, по крайней мере, до тех пор, пока эксперты из Парижа не присоединятся к расследованию обстоятельств авиакатастрофы во «Внуково». А затем французским журналистам придется столкнуться с непереводимым русским понятием «разгильдяйство».

Можно предсказать, чем закончится этап активного обсуждения гибели де Маржери во французских СМИ. На американцев вину никто возлагать не будет. На российские власти — тоже. Трагедию потери одного из ведущих французских топ-менеджеров, пользовавшихся авторитетом во всем мире, переживут. А вот мнение, что летать в Москву опаснее, чем во французское Конго, станет общим местом для европейских бизнесменов. Хотите встречать и обсуждать противодействие санкциям? Милости просим в Париж, Милан, Рим, Берлин, Лондон, Брюссель, Амстердам, Хельсинки или Прагу.

Что касается Total, то эта компания, судя по осторожным заявлениям ее представителей, уже задумалась о том, что сотрудничество с Россией обходится ей слишком дорого. Так что европейцы, даже если не смогут перевести слово «разгильдяйство» на свои языки, точно переведут его на язык денег. Которые больше не «прилетят» в Москву.

Иван Преображенский