Posted 22 октября 2014,, 12:28

Published 22 октября 2014,, 12:28

Modified 31 марта, 11:00

Updated 31 марта, 11:00

Инопресса о погибшем в Москве главе Total: Чудак по прозвищу "Усы"

22 октября 2014, 12:28

ПАРИЖ, 22 октября. Мировые СМИ отреагировали на гибель в авиакатастрофе главы Total Кристофа де Маржери. Первоначально большинство заметок на эту тему было построено схожим образом: сначала шло описание трагедии во "Внуково-3", затем эпитафии от лидеров мировой политики и бизнеса. Однако спустя сутки после трагедии многие издания отходят от этого принципа и более подробно разбираются в различных аспектах трагедии, сообщает РБК.

«Ни один из менеджеров не имеет такой выдающейся индивидуальности, которая была у де Маржери», - цитирует издание публикацию в The New York Times, посвященную выбору преемника президента Total.

О неординарной личности бизнесмена пишет и портал Quartz: «Если мы говорим о нефтяном боссе, мы думаем о горделивом и властном человеке - «традиция», которую еще 140 лет назад заложил Джон Рокфеллер». Глава же Total, будучи очень откровенным и резким в высказываниях, был по-человечески симпатичным.

Многие коллеги-конкуренты считали его чудаком, но на самом деле «он был личностью, которая не принимала сложившихся консервативных правил отрасли». Человек, «открывший» для Total Курдистан, Французскую Гвиану и Таджикистан, был одним из немногих в отрасли, кто верил в концепцию «пика нефти» - о скором достижении максимума нефтедобычи, после чего начнется необратимый спад.

Как отмечает The Washington Post, де Маржери не отрицал и необходимости бороться с изменением климата, что нехарактерно для людей его круга. Этой весной в интервью CNBC он отметил, что снижение роста экономики КНР не так уж и плохо «в первую очередь для окружающей среды». "Нефть для де Маржери была не просто товаром, который надо добыть и сбыть, а материей Вселенной», - пишет вашингтонская газета.

Теперь же Total придется столкнуться с более приземленными вещами - падением цен на нефть и сокращением прибыли, передает Blоomberg. После взрывной экспансии концерна за время правления де Маржери компания исчерпала возможности для роста и должна закрепить достижения.

Русская служба RFI прослеживает жизненный путь де Маржери. Он пришел во французскую нефтяную компанию в 1974 году, сразу после получения диплома Высшей школы коммерции Парижа. Все эти годы бизнесмен боролся за улучшение имиджа нефтяного гиганта, который, несмотря на лидерство в мировых финансовых рейтингах, имеет противоречивую репутацию во французском обществе.

Президент Total, прозванный «Усы», был на короткой ноге со всеми влиятельными людьми планеты. Друг Владимира Путина и Геннадия Тимченко, он в условиях санкций усиливал контакты с Россией. Все представители французского бизнеса и политики практически единодушно высказались во вторник утром о своей симпатии к Кристофу де Маржери. Между тем, несмотря на единодушие позитивных откликов, некоторые факты биографии де Маржери достаточно противоречивы. В частности, он неоднократно попадал в поле зрения французского следствия из-за деятельности компании за границей.

В 2006 году его задержали по подозрению в подкупе иракских чиновников. Total тогда подозревали в попытке обойти международное эмбарго. Второй раз обвинения по «иракскому досье» Маржери были предъявлены в 2013 году. В 2007-м он снова оказался под следствием, но уже из-за подозрений в подкупе должностных лиц в Иране. Total тогда пыталась получить доступ к месторождению Южный Парс.

Отмечается также, что руководитель Total последовательно осуждал санкции Евросоюза против России. Сопредседатель экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты, Кристоф де Маржери убеждал президента Франсуа Олланда, что санкционная политика в отношении Москвы приведет к негативным последствиям для крупнейшей французской компании, поскольку именно при Маржери Total стал рассматривать Россию как свое приоритетное направление.

В ночь на 21 октября, напомним, в московском аэропорту "Внуково" произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 4 человек. Частный самолет Falcon, который должен был вылететь в Париж, разбился при взлете. Воздушное судно столкнулось со снегоуборочной машиной. Среди погибших оказался глава энергетической компании Total Кристоф де Маржери.