Posted 27 октября 2014,, 13:10

Published 27 октября 2014,, 13:10

Modified 31 марта, 10:56

Updated 31 марта, 10:56

Анатомия слухов: спрос на силовиков

27 октября 2014, 13:10
Главной темой минувшей недели стало выступление Владимира Путина в Сочи. Политологи сравнивали его с известной "мюнхенской речью", а слухмейкеры старались определить, какая из "башен" Кремля на этот раз писала текст.

Главной темой минувшей недели в России было выступление Владимира Путина на заседании «Валдайского клуба». Политологи сравнивали его с известной «мюнхенской речью» того же автора, а слухмейкеры старались определить, какая из «башен» Кремля на этот раз писала текст.

Владимир Путин был предельно жестким и прямолинейным как во время выступления, так и затем, отвечая на вопросы членов «Валдайского клуба», в который входят известные зарубежные политологи и отставные политики. Как отметил один из участников встречи, наблюдалась интересная картина: в отсутствие на форуме президента РФ собравшиеся эксперты прогнозировали России весьма безрадостное будущее. Но по мере приближения момента его выступления участники клуба повеселели и среди них воцарилось явное радостное нетерпение. Правда, Владимир Путин их радость несколько развеял.

По оценкам большинства аналитиков, российский президент выступил заметно жестче, чем во время своей знаменитой «антиамериканской» речи на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Владимир Путин вспомнил о том, как россияне помогали США бороться за независимость от Великобритании, признал, что миропорядок, установленный после Второй мировой войны, больше не существует, а виноватыми в этом назвал Штаты, которые построили однополярный мир, в котором нет правил, а есть только произвол сильного. «Соединенные Штаты, объявившие себя победителями в «холодной войне», самоуверенно, считаю, подумали, что в этом просто нет нужды. И вместо установления нового баланса сил, который является необходимым условием порядка и стабильности, напротив, были предприняты шаги, которые привели к резкому усугублению дисбаланса». Из выступления было понятно, что с Европой в перспективе президент РФ не исключает возможности договориться, а вот с США, при сохранении там нынешнего курса, Кремлю разговаривать не о чем.

Хотя некоторые эксперты, например, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин, называли это выступление «антимюнхенской» речью, подчеркивая их различия, а не сходство. По словам Злобина, это было явно предложение компромисса, несмотря на жесткость тона. Впрочем, многие аналитики, напротив, отметили сходство тональности и содержания речи Владимира Путина и ранее опубликованного интервью секретаря российского Совбеза Николая Патрушева. На этой основе родился слух о том, что составлялась речь при участии практически исключительно «силовой» группы в окружении президента. Подразумеваются под этим определением, с одной стороны, как сам Патрушев, так и его сменщик на посту главы ФСБ Александр Бортников, а также окружение министра обороны Сергея Шойгу. Усиление Шойгу в последнее время фиксируют практически все эксперты, некоторые даже неофициально называют его одним из наиболее вероятных кандидатов в «преемники», если Владимир Путин не захочет переизбраться в 2018 году.

Кстати, именно окружение Сергея Шойгу некоторые СМИ подозревают в кампании по дискредитации отдельных сотрудников московской мэрии, а может быть, даже самого Сергея Собянина и ряда губернаторов, которых относят к его команде. Слухи о том, что ведется спланированная кампания, появились накануне голосования за новый состав Мосгордумы, и сначала в ее организации подозревали президентскую администрацию, в которой якобы существует группа недовольных тем, как проводились последние столичные выборы. Затем стали говорить о давлении со стороны «силовиков» из окружения Сергея Шойгу. Последний, напомним, возглавлял Московскую область и, понятно, поддерживает своего выдвиженца и преемника на посту губернатора Андрея Воробьева. А между столицей и областью, говорят, периодически всплывают противоречия и разногласия по отдельным территориям и планам развития Московского региона.

Впрочем, все это остается на уровне разговоров. Большинство экспертов слухам о кампании против столичной мэрии не доверяют. По их словам, если кому-то из губернаторов и угрожают какие-то проблемы, то это явно не Сергей Собянин, положение которого как раз после выборов в Мосгордуму крепче крепкого, в том числе, за счет прекрасных отношений с федеральным центром и первыми лицами государства.

Опасаться за свое будущее надо руководителям совсем других регионов. Например, Тверской области. Как сообщили СМИ на минувшей неделе, решение о досрочной отставке действующего руководителя Андрея Шевелева практически принято. На его место Кремль якобы хочет отправить нынешнего главу думской фракции «Единой России», экс-замминистра внутренних дел Владимира Васильева. Для Васильева это будет почетной ссылкой. Партию власти перестраивают к выборам 2016 года, и ей, по мнению политического сектора президентской администрации, нужны более молодые, управляемые и динамичные руководители. Начали с регионов, теперь вот добрались и до Госдумы.

Что же касается Тверской области, то это очень сложный регион, и Шевелев просто с ним не справился. В то же время, если слухи верны и выбор падет на Васильева, то это будет весьма знаковое решение. Потому что сразу несколько источников, близких к администрации президента, уверяют, будто пакетная отставка губернаторов, которых планируют поменять в 2015 году, перенесена с конца октября на начало следующего года. Ряд руководителей, вроде калининградского Николая Цуканова, похоже, сохраняют свои посты и из «расстрельного реестра» исключены. Зато все остальные, оставшиеся в нем, скорее всего, будут заменены на условных «силовиков». И Владимир Васильев вполне подходит под это определение.

Помимо него, ждет решения своей судьбы, например, ярославский губернатор Сергей Ястребов. Его, напомним, в последнее время активно атаковал оппозиционер Борис Немцов, являющийся депутатом областного заксобрания Ярославской области. Приезжали к Ястребову осенью с проверками и из администрации президента. Правда, пока слухи о его скорой отставке утихли. Однако похоже, что связано это не с состоявшимся «помилованием», а с решением Кремля перенести пакетную отставку на начало следующего года. Сложная ситуация также у губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Признаки того, что у него есть в Москве проблемы, появились после сентябрьского Единого дня голосования, когда весьма тонко реагирующий на настроения в Кремле лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что его партия будет добиваться отставки руководителя Ленинградской области. В группе риска, как говорят, также и глава Карелии Александр Худилайнен, но по нему, как и по его калининградскому коллеге, вопрос вполне может разрешиться позитивно, без замены на присланного Кремлем «силовика».

Таким образом, несмотря на то, что внутренняя политика на фоне внешней в России оказывается практически незаметной, в реальности в ней тоже происходят свои серьезные процессы. Разумеется, это не процессы исторической важности для страны, но для некоторых конкретных политиков они могут иметь существенные последствия. Потому что понятно, что именно на отставников-губернаторов, а может быть, и министров, если таковые появятся, как писал ранее «Росбалт», Кремль, вероятно, будет вешать вину за все экономические проблемы последнего времени. Чем хуже ситуация, тем выше потребность в козлах отпущения.

Иван Преображенский