Posted 10 ноября 2014,, 06:00

Published 10 ноября 2014,, 06:00

Modified 31 января, 01:01

Updated 31 января, 01:01

«Программный» сбой в системе права

10 ноября 2014, 06:00
В ближайшее время Верховному суду РФ предстоит ответить на довольно необычный вопрос: может ли государственное учреждение завладеть чужим программным обеспечением, поставив его на учет в своей бухгалтерии и в Росимуществе?

В ближайшее время Верховному суду РФ предстоит ответить на довольно необычный вопрос: может ли государственное учреждение завладеть чужим программным обеспечением (например, «Антивирус Касперского», Microsoft Windows или СУБД ORACLE и т.д.), поставив его на свой бухгалтерский учет и на учет в Росимуществе? Ответ кажется предельно ясным: не может ни одно министерство «завладеть» чужой авторской программой, стоимость которой даже сложно представить. Однако арбитражные суды уже четвертый год не могут прийти к единому мнению по данному вопросу.

Спор касается Единой интегрированной информационной системы (ЕИИС) «Соцстрах», которая объединяет все региональные отделения Фонда социального страхования (ФСС) и содержит информацию о 60 млн работников предприятий, выплатах им и т.д. Эта система была создана ЗАО «Новые информационные системы и технологии» (сейчас называется ООО «Открытые информационные технологии» («ОИТ»). А правами на программы в составе ЕИИС владеет «ОИТ». С этой фирмой Фонд еще три года назад прекратил отношения, но от использования зарегистрированных «ОИТ» ноу-хау не отказался. Теперь программисты пытаются прояснить эту ситуацию: либо ФСС надо отказаться от использования подсистем ЕИИС, либо «ОИТ» должны выплачиваться положенные по закону отчисления за использование интеллектуальной собственности.

Как рассказали «Росбалту» в «ОИТ», эта история началась еще в 1997 году. Тогда Фонд социального страхования пришел к выводу, что происходит бессистемное накопление различных компьютерных приложений, как в центральном аппарате ведомства, так и в его региональных представительствах, а никакого единого подхода в работе нет. Было решено создать программу, способную не только объединить все данные ФСС, но и работать в реальном масштабе времени. Своих средств на подобную дорогостоящую разработку у Фонда не было. Поэтому его представители обратились за помощью в ЗАО «Новые информационные системы и технологии» («НИСТ»), которое к 1997 году уже создало интегрированные системы для различных служб правительства Москвы и федерального кабинета министров.

Между сторонами было заключено генеральное соглашение и договор (в 1997 и 1998 годах), по которым «НИСТ» брался безвозмездно создать ЕИИС «Соцстрах», а Фонд со своей стороны обязался именно этой фирме поручить дальнейшее авторское сопровождение и техническую поддержку системы. «НИСТ» создал систему, которую в самом Фонде до сих пор называют «уникальной в России», и она была безвозмездно установлена в ФСС. При этом стороны зафиксировали в договоре, что все авторские права на создаваемые подсистемы для ЕИИС будут принадлежать «НИСТ». Вплоть до 2011 года эта фирма занималась авторским обслуживанием ЕИИС. Как отмечают в «ОИТ», всего за это время было безвозмездно разработано 45 программ для ЕИИС.

В дальнейшем разработчики «НИСТ» («ОИТ») зарегистрировали свои служебные программы для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). На все 45 программ, входящих в состав ЕИИС «Соцстрах», были получены свидетельства Роспатента, и они были внесены в Реестр программ для ЭВМ, как и свидетельство на программу «HIST DoCoMo», на основе которой создавались эти 45 подсистем ЕИИС «Соцстрах».

В 2006 году ФСС, выполняя принятый Госдумой закон о госзакупках, объединил в единый конкурс на право заключения госконтракта как приобретение оборудования для ЕИИС, так и авторское сопровождение системы. Поскольку ООО «НИСТ» поставками оборудования не занималось, напрямую в конкурсе принять участия оно не могло. Так в отношениях этой фирмы и Фонда появился посредник в лице ООО «Систематика». С «Систематикой», начиная с 2006 года, заключались госконтракты на поставку всего необходимого для обслуживания ЕИИС, а та в качестве субподрядчика привлекала ООО «НИСТ», а потом ее правопреемника «ОИТ». Так продолжалось вплоть 2011 года, когда «Систематика» неожиданно отказалась заключать новый договор с «ОИТ» на сопровождение ЕИИС, подписав его с другой фирмой — ЗАО «СБСофт». Таким образом разработчик системы оказался отодвинут от ее дальнейшего обслуживания, а следовательно - перестал получать какую-либо плату за использование зарегистрированных программ.

«Никаких объективных предпосылок для разрыва отношений не было, - высказал «Росбалту» мнение представитель ООО "ОИТ" Михаил Медведев. - Более того, судя по всему, финансово такие изменения оказались для Фонда невыгодными. Начиная с 2011 года, резко увеличились расходы на эксплуатацию ЕИИС «Соцстрах». Так, за все время сотрудничества ФСС с ЗАО «НИСТ», а позже с ООО «ОИТ», то есть за 11 лет, затраты Фонда на авторское сопровождение и обслуживание составили 610 млн рублей (в среднем 50 млн рублей в год), в то время как в настоящее время ежегодные затраты Фонда на сопровождение уже превышают 300 млн рублей, и это не связано с увеличением объема работ по техническому заданию. На данный факт уже обратила внимание Счетная палата РФ».

В результате оказался открытым вопрос об использовании в ЕИИС уникальных подсистем и программ, авторские права на которые принадлежат «ОИТ». В том же 2011 году эта фирма подала в Арбитражный суд Москвы иск к ООО «Систематика» о взыскании убытков, понесенных в результате, как считают юристы компании, незаконного использования чужого интеллектуального труда, и о запрете на использование «HIST DoCoMo» в ЕИИС, поскольку правообладатель («ОИТ») такого разрешения не давал. Служители Фемиды удовлетворили иск в полном объеме. Однако потом 9-я апелляционная инстанция такое решение отменила.

В «ОИТ» уверены, что позиция служителей Фемиды изменилась в связи с рядом действий, предпринятых ФСС. Фонд поставил на свой баланс и бухучет программы, права на которые принадлежат «ОИТ», и зарегистрировал их в Росимуществе как федеральное имущество. «С таким же успехом на баланс ФСС можно поставить СЭД «Documentum», PostgreSQL и объявить их федеральной собственностью, к которой правообладатели больше никого отношения не имеют, - иронизирует Михаил Медведев. - Однако 9-я апелляционная инстанция сочла, что доказательством собственности на интеллектуальный продукт является именно постановка на бухучет и регистрация в Росимуществе. Такое решение почему-то было вынесено без учета требований Налогового законодательства и Гражданского кодекса».

В результате вот уже четвертый год в судах разных инстанций идет борьба из-за, казалось бы, очевидных вещей. Право «ОИТ» на «HIST DoCoMo» и подсистемы ЕИИС подтверждены свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ и выпиской из реестра Роспатента, более того, сами федеральные ведомства не оспаривают данный факт. «Имущественные права на программы ЭВМ … зарегистрированы на ЗАО «НИСТ», которые выполняло работы по созданию подсистем ЕИИС «Соцстрах»…, а затем переданы ООО «Открытые информационные технологии», - сообщил в ответе на запрос «ОИТ» замглавы Росфиннадзора Эдуард Исаев.

Несмотря на это, ФСС продолжает использовать программы, принадлежащие «ОИТ», и не пытается урегулировать вопросы с их правообладателями.

16 октября 2014 года материалы по данной проблеме затребовал для рассмотрения Верховный суд РФ. «По моему мнению, ВС предстоит решить не обычный спор хозяйствующих субъектов, а ответить на вопрос, существует ли в РФ единое толкование закона, - отметил Михаил Медведев. - Статья 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирует государственную защиту зарегистрированного права на программу для ЭВМ. Государственную регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности вправе осуществлять только Роспатент. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса РФ сам факт государственной регистрации права на программу для ЭВМ означает, что сведения государственного регистрирующего органа в любом суде считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Эти сведения заносятся в реестр Роспатента, удостоверяются свидетельством Роспатента, и лишь решение суда может обязать федеральный орган по интеллектуальной собственности внести какие-либо изменения в соответствующие реестры».