Posted 12 ноября 2014,, 20:15

Published 12 ноября 2014,, 20:15

Modified 31 марта, 10:43

Updated 31 марта, 10:43

Бжезинский предложил США и Китаю заключить "Тихоокеанский пакт" и тем самым спасти мир от хаоса

12 ноября 2014, 20:15

ВАШИНГТОН, 12 ноября. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский считает, что, если США и Китай не справятся с процессами, разворачивающимися в мире, пострадают все. Только две самые большие и влиятельные державы, по его мнению, смогут установить мировой порядок, в который будут включены и другие страны - Япония, Индия, АСЕАН, Европа и Латинская Америка.

Выступая 10 ноября в Пекине, президент США Барак Обама призвал КНР «участвовать в установлении мирового порядка», а не в его «подрыве». Один из ведущих американских стратегов, занимавший пост советника по национальной безопасности при президенте Джимми Картере, считает, что надо идти дальше и формализовать американо-китайское партнерство в «Тихоокеанском акте».

Это, по словам Бжезинского, объясняется нарастанием нестабильности в мире. "Соединенным Штатам становится все труднее справляться с хаосом в одиночку. Мы видим, как Россия самоутверждается в Европе. Аннексия Крыма и дестабилизация Украины снова поставили в повестку дня вопрос об изменении границ силой - вопрос, который не поднимался в Европе со времен Гитлера. Ближний Восток радикализируется. Этот процесс уже захватывает Пакистан и Афганистан и может распространиться дальше на северо-восток - в Китай", - сказал эксперт в интервью Global Post.

Сегодня Китай - это великая держава, сопоставимая в экономическом плане с США, он также является и военной силой. И заинтересован Китай в том же, в чем заинтересованы и Соединенные Штаты, - в международной стабильности, продолжил свою мысль Бжезинский. Без стабильности главный приоритет Китая - экономическое развитие - оказывается под угрозой.

"Я не говорю об альянсе или каких-то тесных совместных действиях, - пояснил политолог. - Я говорю о двух очень важных странах, которые могли бы ответственно подойти к решению проблем, представляющих угрозу их интересам. Вместе мы могли бы дать понять миру, что великие державы заботятся не только о своем благосостоянии, но и вместе работают на благо глобальной стабильности".

Если сравнивать это с другим историческим моментом - 1941-м годом, такое же влияние на мир оказала Атлантическая хартия, заключенная США и Великобританией, привел пример он, передает Infox.

По словам Бжезинского, новая «Хартия» должна быть серьезным делом, а не простым набором лозунгов. "Да, различия в политической системе между США и Китаем велики. Но что примечательно: обе страны отдают себе отчет в том, что их взаимозависимость настолько велика, что если страдает одна сторона, то страдает и другая. Это мощный стимул к укреплению сотрудничества", - сказал он.

"Мне, например, кажется, что Китай мог бы сыграть уникальную роль в деле стабилизации на Ближнем Востоке, - продолжил он. - Франции и Великобритании не удается сыграть такую роль из-за их колониалистского бэкграунда. Репутация США пострадала из-за войны в Ираке и последовавшей затем дезинтеграции этой страны. У Китая есть серьезные экономические и энергетические интересы на Ближнем Востоке, но нет негативного политического «багажа». И поэтому он может внести серьезный вклад в восстановление стабильности в регионе".

При этом Збигнев Бжезинский считает, что было бы хорошо, если бы участие в укреплении стабильности приняла бы и Россия. "Но пока она, похоже, страдает от своего рода национального фанатизма", - заключил политолог.

Напомним, что в книге "Великая шахматная доска" (1998) Бжезинский называет РФ и Китай "источником геополитического беспокойства", мешающим гегемонии США. Согласно сценарию политолога, союз с Россией не увеличил бы экономических или политических перспектив Китая (а для России это означало бы подчинение Китаю).

"Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей", — писал автор.