Posted 25 ноября 2014,, 10:29

Published 25 ноября 2014,, 10:29

Modified 31 марта, 10:32

Updated 31 марта, 10:32

«Белграду было бы выгоднее сохранить нейтралитет»

25 ноября 2014, 10:29
Сербия еще не вошла в ЕС, но уже активно проводит его энергетическую политику. О том, к чему это приведет, рассуждает глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

О том, почему фундаментом отношений России и Сербии стала энергетика, а также о перспективах развития двусторонних отношений в этой сфере в интервью «Росбалту» рассказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

- Предыдущий посол России в Сербии Александр Конузин назвал энергетику фундаментом отношений России и Сербии. Вы согласны с этим утверждением?

– Да, это так. Главным российским активом в Сербии является компания «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS) в которую ОАО «Газпром нефть» инвестировало более 1 млрд евро. Кроме того, «Газпром» совместно с сербской государственной компанией «Сербиягаз» планирует построить сербский участок газопровода «Южный поток». Также 21 ноября 2011 года состоялся торжественный ввод в эксплуатацию подземного хранилища газа (ПХГ) «Банатский Двор», совместного предприятия «Газпрома» и «Сербиягаз». Подземное хранилище является одним из крупнейших объектов хранения газа в Юго-Восточной Европе. Активный объем хранения ПХГ составляет 450 млн куб. м газа, максимальная производительность на отбор – 5 млн куб. м в сутки.

- А какие основные энергетические проекты России в Сербии? Насколько успешно они реализуются?

– Нефтеперерабатывающие заводы NIS в Панчево и Нови-Саде в 1999 году были сильно повреждены в результате бомбардировок авиации НАТО. Когда правительство Сербии решило приватизировать NIS, западные компании не проявили интереса к модернизации этих заводов. Дело в том, что в Европе очень много нефтеперерабатывающих заводов, которые загружены не на 100%. Западные компании рассчитывали, что сербские заводы будут закрыты, так как их топливо не соответствовало нормам ЕС, и они стали бы продавать в Сербии топливо, привезенное из других стран. У «Газпрома» не было своих НПЗ в Европе, поэтому «Газпром нефть» согласилась заняться модернизацией сербских заводов. В результате компания начала выпускать топливо качества Евро-5, объемов которого теперь вполне достаточно не только для удовлетворения потребностей самой Сербии, но и для экспорта в соседние страны. Стремительно расширяется за пределы Сербии и сеть АЗС NIS. До прихода «Газпрома» заправки NIS работали под тремя разными брендами и их доля на рынке постоянно снижалась. После прихода «Газпрома», доля NIS на сербском розничным рынке топлива выросла с 31% до 42%, а на оптовом рынке с 68 до 78%.

До прихода «Газпрома» NIS демонстрировала убытки. На момент прихода «Газпром нефти» убытки прошлых лет и долги превышали 1 млрд евро. А в 2013 году NIS впервые за много лет выплатила дивиденды. По итогам 2012 года - в размере 25% чистой прибыли, то же самое произошло и в текущем году.

У NIS большие планы по развитию бизнеса. Компания ведет геологоразведку не только в Сербии, но и Боснии, Румынии и Венгрии. Особенно большие надежды возлагаются на завод в Нови-Саде, где сейчас идет масштабная реконструкция, направленная на организацию производства уникальных моторных масел. Ожидается, что уникальность обеспечит этой продукции широкий рынок сбыта: 25–30% будет продаваться в Балканском регионе, остальное – в других государствах Европы, СНГ, на Ближнем Востоке, в Африке, Турции и т.д.

- А с какими проблемами приходится сталкиваться?

- Руководитель компании Кирилл Кравченко постоянно выступает за вступление Сербии в ЕС. Он не политик, а бизнесмен и явно рассчитывает на укрепление позиций своей компании на рынках стран Европейского Союза. Но европейские корпорации не испытывают восторга от успехов NIS. В связи с этим лидеры ЕС давят на руководителей Сербии, чтобы они вынудили русских уйти из NIS и передали компанию в руки какой-нибудь крупной европейской корпорации.

В этой связи нет ничего удивительного в том, что сербское правительство неуклонно повышает налоги для NIS. В 2013 году NIS выплатила в бюджет Сербии 120 млрд динар (около 1 млрд евро) прямых и косвенных налогов (на 32% больше, чем в 2012 году). За 9 месяцев текущего года налогов было начислено на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. В результате чистая прибыль NIS по итогам 9 месяцев снизилась на 33%. После победы своей партии на парламентских выборах нынешний премьер-министр Сербии Александр Вучич сразу стал требовать от руководства NIS, чтобы они направляли больше средств на дивиденды, а не на инвестиции в развитие. А если компания не будет инвестировать в развитие, то она быстро деградирует и станет приносить убытки, что автоматически означает прекращение выплаты дивидендов.

В текущем году правительство Сербии инициировало пересмотр межправительственного соглашения с Россией и начало расследовать процесс приватизации NIS. Итог этого разбирательства не так сложно предсказать. Окажется, что «Газпром нефть» заплатила за NIS мало денег и ей нужно доплатить. Таким образом, «Газпром нефть» пытаются выдавить из бизнеса. При этом задолженность сербских государственных предприятий перед NIS превышает 640 млн долларов и правительство не спешит гасить этот долг.

- В начале года вы говорили, что смена правительства в Сербии негативно отразится на строительстве "Южного потока". Можно сегодня говорить о том, оправдались ли эти опасения?

– В своем прогнозе я исходил из того, что политическая элита Сербии ориентируется на мнение руководителей США и в меньшей степени ЕС, а не на интересы своего народа. Американцы всегда выступали против проекта «Южный поток». Они хотят, чтобы Россия продолжала зависеть от транзита газа по территории Украины.

В то же время, консенсус-прогноз, подготовленный на основании обобщения наиболее авторитетных в мире аналитических центров, показывает, что в Европе разрыв между спросом и собственной добычей газа будет только расти. Все понимают, что он этот проект очень выгоден и Сербии, и Болгарии, и всем остальным странам южной и центральной Европы. В частности, в процессе строительства газопровода Сербия получит новые рабочие места. При этом, платить за строительство будет «Газпром», а «Сербиягаз» возместит свою долю после того как по газопроводу пойдет газ из транзитных платежей. Руководители и Сербии, и Болгарии говорят о том, что им запрещает строить «Южный поток» Европейская комиссия (ЕК). При этом Еврокомиссия не предлагает Сербии и Болгарии никаких альтернативных источников поставок газа.

В последнее время много говорят об импорте в Европу сжиженного природного газа (LNG). Для его приема были построены специальные терминалы. Правда, загружены они оказались на 20-30%, так как производители LNG предпочли поставлять свою продукцию в страны Азии (Японию, Корею, Китай), где за газ платят на 40-50%, а иногда и на 100% больше, чем в Европе. Так что заместить российский газ LNG европейские потребители смогут, только если согласятся платить за него более высокие цены.

- Каков ваш прогноз относительно развития российско-сербского сотрудничества в энергетической сфере?

– Я надеюсь, что сербский народ поймет, в чем заключается его прямая выгода, и заставит свою политическую элиту сохранить сотрудничество с Россией. Пример Болгарии наглядно показывает, что вхождение в НАТО и ЕС не означает автоматическое повышение качества жизни. Очевидно, что Сербии было бы гораздо выгоднее сохранить нейтралитет и получать выгоду от торговли как с ЕС, так и с Россией. Пока же Сербия идет в сторону ЕС и НАТО и мало беспокоится о собственных национальных интересах.

В условиях снижения добычи нефти и газа страны ЕС сделали ставку на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В первую очередь это касается Германии, Испании, Италии и Дании. Однако солнечной и ветряной энергетике так и не удалось обойти по эффективности традиционную. В результате цены на электроэнергию в тех странах, которые активно используют ВИЭ, являются самыми высокими в ЕС и продолжают расти. Не секрет, что в Болгарии рост цен на электричество привел к народным волнениям.

Кризисные явления в экономике Евросоюза заставили многие страны снизить объем дотаций возобновляемой энергетики. В результате произошло резкое снижение инвестиций в этот сектор. В минувшем году инвестиции в развитие ВИЭ в Европе снизились на 44%.

К тому же, когда европейские страны вводили меры поддержки альтернативной энергетики, они явно рассчитывали наладить собственное производство солнечных панелей и ветрогенераторов и таким образом стимулировать развитие своей промышленности. Этот план также не удалось осуществить в полном объеме. Дело в том, что при изготовлении солнечных панелей и особенно ветрогенераторов используется более 20 редких и редкоземельных металлов. Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов контролирует Китай. Поскольку эта страна решила сама производить ветрогенераторы и солнечные панели, экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. В результате страны ЕС были вынуждены увеличить импорт солнечных панелей и ветряков из Китая. Оказалось, что меры по стимулированию альтернативной энергетики в ЕС принесли пользу не столько европейской, сколько китайской промышленности. А европейские компании начали переговоры об увеличении добычи редкоземельных металлов в России. Доля России в мировых запасах данного вида сырья составляет 17%, а в добыче – всего 2%.

В настоящее время газовая генерация во многих странах ЕС не выгодна, так как закон предоставляет приоритетный доступ к потребителям дорогой энергии, полученной из возобновляемых источников. Но извлечение энергии из солнца и ветра нестабильно. Не всегда дует ветер и светит солнце. Теперь страны ЕС задумались о том, что газовую генерацию нужно сохранить в качестве резервных мощностей, которые нужно запускать тогда, когда снижается производство возобновляемой энергии. Но за содержание резервной мощности придется платить потребителям. Так что потребители оплатят производство возобновляемой энергии дважды.

Сербия еще не стала членом ЕС, но уже активно проводит европейскую политику в сфере энергетики. Прежде чем использовать чей-то опыт, нужно посмотреть, к каким результатам он привел в других странах, чтобы потом не удивляться, видя на улицах многотысячные демонстрации недовольных граждан.

Природный газ – экологически чистое и достаточно дешевое топливо. Именно на него и нужно делать ставку, чтобы рассчитывать на успех в глобальной конкуренции. Россия – мировой лидер по запасам природного газа, поэтому России и Европе нужно укреплять сотрудничество, а не конфликтовать.

Беседовала Татьяна Хрулева

Полный текст интервью можно прочитать на сайте Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова