Posted 25 ноября 2014,, 14:57

Published 25 ноября 2014,, 14:57

Modified 31 марта, 10:32

Updated 31 марта, 10:32

Главный по офшорам

25 ноября 2014, 14:57
Едва новый председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер успел приступить к исполнению своих обязанностей, как его тут же начали отправлять в отставку. Ему вменяют в вину борьбу со схемами, которые он сам же якобы и создал.

Едва новый председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер успел приступить к исполнению своих обязанностей, как его тут же начали пытаться отправить в отставку. Брюссельскому чиновнику вменяют в вину политику двойных стандартов. Однако глава ЕК покидать свой пост не собирается.

Новый состав Европейской комиссии начал работать 1 ноября. Комиссары только привыкают к новым обязанностям, а их уже хотят лишить руководителя. Евроскептики и правопопулисты в Европарламенте предлагают на этой неделе рассмотреть возможность импичмента Жану-Клоду Юнкеру. Причина – обвинение в лицемерии. На пост председателя ЕК этот политик, ранее занимавший посты министра финансов и председателя правительства Люксембурга, шел с проектом борьбы против налоговых уклонистов. Юнкер утверждал, что каленым железом будет выжигать «офшорные пятна» на теле Европейского Союза. Он, видимо, забыл, что родной Люксембург долгие годы был одной из главных «налоговых гаваней» ЕС, причем во многом с подачи своего премьер-министра.

Разумеется, речь не о пустых слухах. Нынешняя кампания против Жана-Клода Юнкера раскручивалась постепенно. В начале ноября так называемый Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), который уже публиковал результаты весьма интересных, хотя иногда и подозрительно политизированных изысканий, сообщил, что, по его информации, у Люксембурга есть секретные соглашения с 340 крупнейшими мировыми корпорациями, позволяющие им платить меньше налогов.

Скандал сразу окрестили «Люксликс». Журналисты вскрыли схемы, по которым миллиардные прибыли уводились от налогов. Причем регулировалась эта офшорная машина, как говорят в России, «в ручном режиме». Крупные фирмы и концерны открывали подставные филиалы в Люксембурге, на их счета под видом, например, отчислений на патенты и лицензии перебрасывалась львиная доля прибыли. А потом начинался торг с финансовыми органами Люксембурга о налоговых ставках: чем крупнее были суммы - тем ниже ставки. В итоге бюджеты многих европейских стран, в частности, Великобритании, а возможно и США, не получили миллиарды долларов налоговых отчислений. А Люксембург богател.

Стоит обратить внимание, что британцы выделены здесь не случайно. Именно с Лондоном у Жана-Клода Юнкера складываются самые сложные отношения. Правительство Великобритании было единственным, кто не желал поддерживать его назначение на пост председателя Еврокомиссии. И британские же депутаты Европарламента, хоть и находящиеся формально в оппозиции своему правительству, стали инициаторами голосования по вопросу об отставке Жана-Клода Юнкера. Это может быть, разумеется, случайным совпадением, хотя заставляет задуматься о том, спецслужбы или власти какой страны могли помочь репортерам из ICIJ раскопать информацию, дискредитирующую главу Еврокомиссии.

24 ноября в Европарламенте по инициативе 76 из 751 его депутатов проходили слушания по «делу Юнкера». Депутаты упрекали главу ЕК в двуличии, в том, что он сам расследует свои собственные преступления, грозили ему, что не забудут его «шалости» на посту премьер-министра Люксембурга и предлагали добровольно уйти в отставку.

Против Юнкера сложился альянс из «Партии независимости Соединенного королевства» (UKIP) Найджела Фараджа, французского «Национального фронта» Марин Ле Пен и итальянских популистов из партии «Пять звезд». Выступая с требованием отставки главы ЕК, Ле Пен отметила, что «французские граждане будут рады услышать, что, благодаря господину Юнкеру, они должны были платить больше налогов». В свою очередь депутат от UKIP Стивен Вульф назвал «Люксликс» «безобразным скандалом, который не закончится никогда».

Однако Жан-Клод Юнкер, поддержать которого приехали все еврокомиссары, твердо стоял на своем: что он «не друг крупного капитала». Во время работы в Люксембурге, по его словам, все было в рамках закона, а в ЕС в целом никто лучше него не вскроет все офшорные схемы.

В последнем трудно сомневаться, если поверить, что многие из этих схем, по версии журналистов-расследователей, сам же нынешний председатель Еврокомиссии и придумывал.

Впрочем, Юнкер просто знал, что боятся ему нечего. Голосование назначено на 27 ноября, при этом его противники на сегодня имеют всего 76 голосов из 751. Значит, при стопроцентном кворуме, то есть, если в зале соберутся все депутаты (чего исключать нельзя), для импичмента надо будет набрать 501 голос. А это крайне маловероятно.

За Юнкера будут голосовать две крупнейшие фракции: консерваторы (Европейская народная партия) и социал-демократы. Горой за Юнкера и третьи по численности в Европарламенте либералы. Их лидер в пылу дискуссии не только фактически назвал британскую «Партию независимости Соединенного королевства» расистской, но еще и напомнил Марин Ле Пен, что ее «Национальный фронт» одолжил $9 млн у банка «связанного с Кремлем».

Сторонники нынешнего председателя Еврокомиссии явно в большинстве, и если им будет надо, всегда смогут перейти в контрнаступление. Так что досрочная отставка Юнкеру не грозит. Он точно останется на своем нынешнем посту. Как, впрочем, и «осадочек» от подробностей его финансовых махинаций в прошлом, что, конечно, вряд ли когда будет юридически доказано, но в которых почему-то мало кто в Европе всерьез сомневается.

Иван Преображенский