Posted 10 декабря 2014,, 12:14

Published 10 декабря 2014,, 12:14

Modified 31 марта, 10:18

Updated 31 марта, 10:18

Счетная палата: У ведомств отсутствует единая позиция в определении земель, ограниченных в обороте

10 декабря 2014, 12:14

МОСКВА, 10 декабря. Счетная палата выявила входе проверок федеральных органов исполнительной власти на предмет исполнения закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части включения в число объектов обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте. Оказалось, что МВД, МЧС, ФТС, а также Росреестр и ФНС России не имеют единой позиции в определении земель, ограниченных в обороте.

"Например, МВД, МЧС и ФТС согласовали с Росреестром данные реестры и представили их в Минфин с целью выделения средств для уплаты земельного налога, - пояснил аудитор Сергей Штогрин. - Минобороны сводный реестр не составлялся и не согласовывался, средств на уплату земельного налога не выделялось, а сам налог не уплачивался, так как земельные участки считаются изъятыми из оборота".

Работа по составлению сводных реестров земельных участков МВД и МЧС не завершена: на момент проверки оформлено право постоянного (бессрочного) пользования МВД России в отношении 10 тыс. 112 земельных участков, МЧС – 2 тыс. 656 участков (78%). Общее количество земельных участков, находящихся в ведении МВД, установить не удалось. Тогда как ФТС России право постоянного пользования оформлено полностью в отношении 699 участков.

По словам аудитора, подготовка документов для оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны производится крайне медленно: 163 участка – за 2013 год, 30 – за 6 месяцев 2014 год (на 1 июля 2014 год – оформлено 717 (21,1%) из 3 тыс. 399 участка).

Как заявил аудитор, федеральными органами исполнительной власти и их учреждениями допускаются серьезные недостатки в использовании земельных участков, ограниченных в обороте. В частности, Краснодарской таможней длительное время не используется 5 земельных участков общей площадью свыше 56 тыс. кв.м. (52% от имеющихся площадей) кадастровой стоимостью 271,9 млн. руб., расположенных в городах Туапсе, Майкоп, Лабинск.

ГУ МВД России по Нижегородской области и Краснодарскому краю не вовлечено в налогооблагаемый оборот соответственно 65 и 28 земельных участков, что позволило бы при их своевременной постановке на кадастровый учет мобилизовать в бюджеты муниципальных образований свыше 4 млн. руб.

ГУ МЧС России по Нижегородской области и Краснодарскому краю не вовлечено в налогооблагаемый оборот соответственно 13 и 18 земельных участков, что позволило бы при их своевременной постановке на кадастровый учет мобилизовать в бюджеты муниципальных образований – свыше 1,5 млн. руб.

Из-за отсутствия однозначных критериев и порядка отнесения земель, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, данные о количестве таких земельных участков, предоставленные Росреестром, отличаются от сведений, полученных в ходе проверки ФОИВ, в 4 раза. Штогрин и замруководителя Росреестра Галина Елизарова отметили отсутствие законодательно установленной обязанности органов и организаций направлять в Росреестр информацию об ограничении оборотоспособности и соответственно отсутствие у Росреестра информации обо всех земельных участках, ограниченных в обороте.

По информации заместителя руководителя ФНС России Светланы Бондарчук, налоговые органы испытывают определенные трудности при администрировании земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, поскольку не имеют полной информации о данных земельных участках. В нарушение статьи 394 НК РФ представительными органами муниципальных образований устанавливались ставки земельного налога более 0,3 % в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законом РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в министерство обороны России, информационные письма - первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову, министерству финансов РФ, министерству экономического развития РФ, министерству внутренних дел РФ, министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной таможенной службе, главам администраций Краснодарского края и Нижегородской области. Информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия направлен также в Совет Федерации и Государственную Думу.