Posted 17 декабря 2014,, 15:46

Published 17 декабря 2014,, 15:46

Modified 31 марта, 10:11

Updated 31 марта, 10:11

Депутатов не радуют запасы гречки

17 декабря 2014, 15:46
Глава Минсельхоза Николай Федоров, выступая в Госдуме, заверил, что у России нет повода беспокоиться о продовольственной безопасности. Однако на Охотном ряду убеждены, что министр явно приукрашивает ситуацию в аграрном секторе.

Госдума заслушала в среду в рамках «правительственного часа» доклад главы Минсельхоза Николая Федорова о положении дел в АПК. Выступление министра выглядело более чем оптимистично на фоне валютных сводок, растущих цен и катастрофических прогнозов. Федоров даже пытался шутить с депутатами, предложив им ввести в депутатское меню традиционный русский обед - щи да кашу. «Но да, я знаю, эти блюда не всегда приветствуются в московской тусовке», - добавил министр.

На самом деле, Федоров вспомнил народную пословицу «щи да каша - пища наша» только для того, чтобы в очередной раз сообщить депутатам, что дефицита гречки в стране нет, а ажиотаж и рост цен на эту крупу создан искусственно. Кто это сделал, министр не сказал, но привел цифры, из которых следовало, что нынешний урожай гречихи стал рекордным за последние пять лет - 680 тыс. тонн. Кроме того, есть переходящие запасы в 41 тыс. тонн.

«Из-за этого к осени цены на эту крупу упали на 5%. У нас вообще избыток гречихи. Мы бы и хотели ее продавать, в том числе и за границу, но, к сожалению, это не очень экспортный товар. Покупать будут разве что наши выходцы, которые сейчас живут в Германии, во Франции и ходят в русские магазины», - посетовал министр.

Хотя, например, в той же Германии гречку продают в основном в магазинах здорового питания и в основном зеленую, а не обжаренную, как в России. Можно ее встретить и на полке в уголке крупного супермаркета, причем китайского производства, зато с маркировкой «биопродукт».

Успокоив депутатов насчет гречки, Федоров перешел к зерновым. В этом году, как выяснилось, мы не сдали позиции и здесь. «Собрали более 100 млн тонн, это приличный запас, который позволяет нам экспортировать до 30 млн тонн за рубеж», - отметил министр.

Радужная картина вырисовывалась из доклада Федорова и по другим отраслям. Несмотря на эмбарго, проблем нет даже с мясом, импорт которого сократился на 830 тыс. тонн, производством молока и т.д.

«Страна имеет полную продовольственную безопасность, а по некоторым показателям мы ушли дальше, чем предусмотрено соответствующей доктриной», - гордо произнес министр.

То есть, с голоду точно не умрем, даже если завтра против России введут новые санкции, а рубль и цены на нефть продолжат падение, как бы говорил Федоров депутатам. Но они почему-то не спешили радоваться словам министра.

Первым в оптимизме главы Минсельхоза усомнился коммунист Николай Коломейцев, который напомнил, что корпоративная задолженность сельхозпредприятий превысила уже два триллиона рублей. Другие депутаты сообщили, что агропромышленники дошли до того, что берут инвестиционные кредиты на погашение долгов, а Центробанк, между тем, накануне довел ставку рефинансирования до 17%, и это, как поговаривают, не предел.

«А семена-то почти все импортные, закупают их за валюту. Как будут весеннюю посевную проводить?», - то и дело раздавались депутатские голоса.

«Границы с США и Европой закрыли, а с Китаем открыли, они теперь на Дальний Восток свинину и овощи поставляют. Может, как-то помочь местным производителям?», - интересовался либерал-демократ Иван Абрамов. «Эсер» Олег Нилов жаловался, что стоимость транспортировки рыбы с Дальнего Востока составляет 3-4 рубля с кг. «Когда наша рыба будет на столах россиян и, может, временно запретить продавать ее за рубеж?», - спросил депутат.

Федоров ответил, что китайская свинина поставляется в Россию в небольших объемах, чтобы устранить «острый дефицит», а вот 90% лососевых с Дальнего Востока в этом году уже вернулись на российский рынок. «Обычно за рубеж уходило 20-30% рыбы», - рассказал министр.

Что будет с импортозамещением, точно не знает, похоже, и сам глава Минсельхоза. Он лишь сообщил, что к уже выданным 45 млрд рублей и запланированным 20 млрд рублей АПК потребуется до 2020 года еще 568 млрд рублей.

Депутатов, однако, такие объяснения не удовлетворили. «Даем на сельское хозяйство 1% расходной части бюджета, поддержку сократили в 17 раз, инвестиции - в четыре раза», - возмущался коммунист Владимир Кашин. Либерал-демократ Кирилл Черкасов предупредил, что вслед за рублем «атаковать» начнут рынок продовольствия. «Надо создать вневедомственную комиссию с участием правоохранительных органов, чтобы понять, какие у нас остались запасы и их реальность», - сказал депутат и прямо назвал данные главы Минсельхоза приукрашиванием действительности. «Мы понимаем, что это фикция - нет таких запасов и качества продукции, о котором сегодня заявляется», - сказал Черкасов.

«Часто звучат бравурные речи, что у нас все цветет и колосится, но реальность иногда не совпадает с речами с высоких трибун», - добавил «эсер» Сергей Доронин. По его словам, у России «не все хорошо» с продовольственной доктриной. «Инвестиционная активность в сельском хозяйстве уже снизилась на 2,5%», - сказал депутат и пригрозил дефолтом сельхозпредприятий в случае отказа банков пролонгировать кредиты на срок до 20 лет.

Депутаты явно испортили настроение министру, который под конец разговора выглядел уже не таким бодрым и задорным, как показалось вначале. «Все не так пессимистично и трагично. Конечно, девальвация потребует корректировки госпрограмм, и мы над этим работаем. Без хлеба вряд ли можно добиться стабильности и мира в обществе», - сказал Федоров.

Елена Земскова