Posted 17 декабря 2014,, 16:01

Published 17 декабря 2014,, 16:01

Modified 31 марта, 10:11

Updated 31 марта, 10:11

Смесь злорадства и соболезнований

17 декабря 2014, 16:01
После двух дней обвального падения рубля зарубежная пресса и аналитики задались вопросом, почему в России продолжают делать вид, будто ничего не случилось. «Когда же кредит доверия будет исчерпан?» - удивляются на Западе.

В первый день обвального падения рубля зарубежные журналисты наперегонки бросились оценивать перспективы действующей российской власти. Как долго сможет работать нынешнее правительство во главе с Дмитрием Медведевым? Когда последуют первые отставки? Сколько осталось Владимиру Путину на посту президента? Когда начнутся массовые протестные выступления, более многочисленные, чем небольшой митинг граждан, взявших ранее ипотеку в иностранной валюте, прошедший недавно в Москве?

Что касается мер, предпринимаемых российскими властями, то их всерьез не обсуждают даже экономические зарубежные СМИ. Экстренное ночное решение Центробанка об увеличении ключевой ставки с 10,5% сразу до 17% и об увеличении лимита по валютным РЕПО сроком на месяц с $1,5 млрд до $5 млрд мало кто успел даже начать анализировать. На второй день обвала такие попытки вовсе показались западным журналистам неактуальными.

Еще одной темой по итогам первого «обвального» дня стало обсуждение причин столь резкого снижения курса рубля. В отличие от российских изданий, которые ранее искали виновных скорее в финансовом блоке правительства или, еще вероятнее, в Центробанке и крупнейших госбанках, западным журналистам больше понравилась версия причастности к обвалу национальной валюты крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» и ее шефа Игоря Сечина.

Наконец, третья тема — радость Запада, которую он и не стремится особенно скрывать. Санкции, вкупе с низкими ценами на нефть, — вот причины обвала российской экономики, пишет, например, один из авторов британской The Guardian. Американский The Wall Street Journal и вовсе назвал Россию «мальчиком для битья мировой экономики».

При этом, правда, немало вышло и статей о том, что нынешний российский кризис представляет угрозу для Запада тоже. Аргументация таких авторов в изданиях, вроде британской The Guardian или французской Le Figaro, предельно проста. Россия — страна с ядерным оружием, жесткой властью и весьма агрессивным населением. Не используют ли эти власти обвал экономики как аргумент для проведения еще более жесткой внутренней, а главное, внешней политики?! Что будет, если взбунтуется население России, и как оно в будущем будет относиться к странам Запада, с учетом того, что россияне уверены: экономический обвал случился именно по причине введения санкций и стал результатом иностранного экономического давления?

Однако на второй день обвального падения рубля западные СМИ неожиданно для себя обнаружили, что многие их российские коллеги пишут обратные вещи. «Ситуация находится под контролем государства», - цитирует агентство Bloomberg российские государственные СМИ. «Телеканал REN TV бодро сообщил, что рубль отыграл назад», - пишет чешское издание Novinky.cz

«Почему же россияне не начинают требовать от своих властей изменения политики?», - задаются вопросом многие комментаторы в европейских СМИ. Особенно после того как появились первые репортажи даже не столько из Москвы, сколько из регионов, где честно верили официальным объяснениям о том, что «скоро все исправится», так что резкий обвал рубля стал там неприятным сюрпризом. Ведь эта информация убедила даже тех, кто считал, будто большинство россиян полностью «зомбированы телевидением», в том, что значительная масса населения очнулась от летаргического сна.

«Но раз они не спят, то в чем же причина такого олимпийского спокойствия?», - недоумевали на Западе. Ведь даже если пытаться посчитать потери не столько российской экономики в целом, сколько конкретных крупных игроков, то результат получается впечатляющим. Например, Bloomberg прикинул, что российские олигархи вместе взятые «подешевели» за два дня приблизительно на $10 млрд. А сколько потеряло население, имевшее банковские вклады или отложенные «под подушкой» рублевые сбережения?

Таким образом, целостной картины пока в западных СМИ нет. Смесь злорадства, соболезнований, усилий трезво оценить экономический эффект от девальвации рубля и дать прогноз изменений политической ситуации в стране — все это никак не тянет на попытку нарисовать стройный сценарий поведения для ЕС и США. Уже хотя бы потому, что нет согласия по главному вопросу: «утихомирится» теперь России или напротив, полагая, что обвал экономики — это результат внешнего давления, попытается перейти в агрессивное контрнаступление.

Иван Преображенский