Posted 12 января 2015,, 10:50

Published 12 января 2015,, 10:50

Modified 31 марта, 09:55

Updated 31 марта, 09:55

Франция не станет полицейским государством

12 января 2015, 10:50
Марш мира в Париже был политическим мероприятием, позволившим местным партиям мобилизовать своих сторонников. При этом французы готовы к ужесточению режима безопасности, но до разумных пределов.

Минувшая неделя запомнится миру беспрецедентной по дерзости серией терактов во Франции и солидарностью миллионов граждан, вышедших на улицы французских городов, чтобы почтить память расстрелянных сотрудников сатирического журнала Charlie Hebdo («Шарли Эбдо») и жертв других атак последних дней. Самой масштабной акцией стало воскресное шествие в Париже с участием полутора миллиона человек. Бок о бок с родственниками жертв шли президент Франсуа Олланд и его оппоненты, представители религиозных организаций и профсоюзов, десятки иностранных руководителей, включая самых непримиримых политиков - израильского и палестинского лидеров. В этот день безопасность в столице Франции обеспечивали более пяти тысяч полицейских и военнослужащих, в итоге крупнейшая в истории страны манифестация завершилась без происшествий.

Масштабность шествия и широкая международная поддержка дали повод Олланду и другим политикам говорить о Париже как о «столице мира». Между тем, в списке особо важных гостей не оказалось таких глобальных игроков, как президенты России и США. (Из России приехал министр иностранных дел Сергей Лавров, а из США – генеральный прокурор Эрик Холдер). Отсутствие Барака Обамы на мероприятиях в Париже в политическом смысле компенсировало известие о созыве 18 февраля в Вашингтоне антитеррористического саммита. Отсутствие российского лидера скорее напомнило о международной изоляции России, чьи представители теперь не могут рассчитывать на теплый прием на Западе и не имеют возможности организовать серьезную международную встречу у себя дома.

При всем благородстве заявленных целей, главная из которых – «поддержка республиканских ценностей», парижский марш – это, прежде всего, политическое мероприятие, которое дало возможность местным партиям мобилизовать своих сторонников и расставить нужные акценты с прицелом на 2017 год, когда в стране пройдут президентские выборы.

Основную угрозу умеренным правым и левым партиям, традиционно конкурирующим друг с другом, теперь представляет крайне правый Национальный фронт во главе с Марин Ле Пен, дочерью известного националиста Жан-Мари Ле Пена. Финансовые скандалы и внутрипартийные споры не позволили правому «Союзу за народное движение» стать эффективной оппозицией, даже несмотря на рекордно низкий рейтинг Олланда (13%). В итоге на авансцену вышел Национальный фронт: в 2014 году националисты укрепили свои позиции на муниципальном уровне, впервые прошли в Сенат и лидировали на выборах в Европарламент. Все идет к тому, что г-жа Ле Пен, занявшая третье место на последних президентских выборах (2012 г.), в 2017-м повторит успех своего отца 13-летней давности и выйдет во второй тур президентских выборов, поборов в первом кандидата социалистов.

Теракты дали новый толчок политической борьбе. Именно в этом контексте следует рассматривать «бойкот», который французские партии устроили Национальному фронту при организации парижского марша, и отказ самой Марин Ле Пен от участия в нем. Марин Ле Пен попыталась представить этот бойкот как игнорирование правительством интересов значительной части избирателей в сложный для страны момент. В специальном видео-обращении она осудила «варварские атаки» на свободы во Франции и заявила о «единстве» с народом, который, по ее оценке, ненавидит идеи ее конкурентов. При этом она предпочла участвовать в марше на юге Франции, где Национальный фронт пользуется более серьезной поддержкой.

После нападения радикальных исламистов на редакцию Charlie Hebdo президент-социалист Олланд подчеркнул, что «фанатики не имеют ничего общего с мусульманской религией». Параллельно власти заручились поддержкой Французского совета исламской веры, осудившего терроризм. Считается, что во Франции проживает самая крупная в Европе мусульманская община – по оценкам, около пяти миллионов человек. По понятным причинам проблема радикализации в среде выходцев из мусульманских стран и борьба с терроризмом, равно как и миграционная политика, будут в центре политического противостояния. А это то поле, где националисты сейчас способны заработать больше очков, чем их умеренные оппоненты, особенно если учесть недовольство избирателей экономической ситуацией, растущей безработицей и повышением налогов.

И хотя московские политологи и СМИ, симпатизирующие г-же Ле Пен, уже говорят о возможности ее избрания на пост президента в 2017 году, такие прогнозы, мягко говоря, преждевременны. Антииммигрантские и антиевропейские настроения в обществе сильны, но в целом французский электорат придерживается более умеренных взглядов, чем предлагает семейство Ле Пен. В Елисейский дворец дочь главного ксенофоба страны не сможет въехать без полного отказа от одиозных идей.

Политика – политикой, но сегодня французы, помимо прочего, ждут от властей эффективных мер по борьбе с терроризмом. Первые опросы свидетельствуют, что около 90% граждан готовы поддержать специальные законы на этот счет. В ближайшее время будет ясно, к каким дополнительным мерам готово прибегнуть французское правительство, но, скорее всего, оно не станет выходить за рамки борьбы с терроризмом, принятые в Евросоюзе.

Министр внутренних дел Бернар Казнев объявил в воскресенье об укреплении сотрудничества в сфере контроля за внешними границами Евросоюза. Среди мер он упомянул более тщательный досмотр пассажиров, обмен данными об авиапассажирах между странами ЕС, активизацию борьбы с торговлей огнестрельным оружием, противодействие использованию Интернета террористическими сетями, включая удаление нелегального контента.

В последние дни звучит немало критики в адрес французских спецслужб, «проморгавших» несколько дерзких терактов. Но вопреки расхожему мнению, что французы терпят неудачи в борьбе с террором (например, атаки в Монтобане и Тулузе в 2012 году), специалисты отмечают, что стратегия Франции в целом доказала свою эффективность, а сама антитеррористическая система страны уже была реформирована и существенно усилена в последние годы.

Показателем эффективности служит тот факт, что Франция с начала 2000-х годов не подвергалась столь масштабным атакам террористов, как США, Испания и Великобритания. Эксперты сходятся во мнении, что нельзя требовать невозможного – предотвращения абсолютно всех терактов, в том числе нападений, которые совершаются при помощи подручных средств. Для этого попросту нет ресурсов, а если таковые и нашлись бы, то это означало бы превращение Франции в полицейское государство, чего в стране никто не желает.

Юлия Петровская