Posted 27 января 2015,, 16:23

Published 27 января 2015,, 16:23

Modified 31 марта, 09:41

Updated 31 марта, 09:41

Бросил ребенка – не сядешь за руль

27 января 2015, 16:23
Госдума разрешила отбирать водительские права у злостных неплательщиков на время погашения долга. По подсчетам депутатов, ходить пешком в ближайшее время предстоит как минимум 450 тысячам автомобилистов.

Законопроект о введении дополнительных ограничений в отношении злостных неплательщиков по долгам заручился во вторник в Госдуме поддержкой в первом чтении. На Охотном ряду сочли, что действующий запрет на выезд за границу для многих должников не помеха. Как пояснил один из авторов поправок, «эсер» Александр Агеев, некоторые из них вообще не покидают пределы России и не торопятся платить по счетам.

Между тем, автомобили есть у 37% российских должников. И как подсчитали в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), новая мера наказания вынудит пересесть на общественный транспорт или ходить пешком как минимум 450000 должников-автомобилистов.

Правда, по словам Агеева, судебные приставы будут отбирать водительские права лишь у некоторых категорий неплательщиков. В законопроекте речь идет только о так называемых должниках первой и второй очереди, чей долг превышает 10 тысяч рублей. Сюда попадают граждане, отказывающиеся возмещать вред, причиненный здоровью или в связи со смертью кормильца, ущерб в результате преступления, моральный вред и т.д. В список также попали долги по выплате выходного пособия, оплате труда, выплате авторских вознаграждений и, конечно, по алиментам.

Именно необходимостью заставить платить алименты детям депутаты и аргументировали возможность временного изъятия водительских прав у должников. Как сообщили на Охотном ряду, сейчас помощи от родных отцов не получают как минимум два миллиона детей. Несостоявшиеся папаши отказываются платить даже копеечные алименты, средний размер которых составляет в стране около 900 рублей в месяц (хотя по закону речь идет о сумме в 25% от заработка на одного ребенка, но взыскать ее не удается, в том числе и из-за «серых» зарплат).

Агеев рассказал, что аналогичные ограничения применяются во многих странах мира, включая соседнюю Белоруссию. «В Израиле законодатель пошел еще дальше - там должнику не только авто, но и использование банковской карты запрещено», - рассказал депутат.

В России до такого пока не дошли, да и отбирать водительские права будут не у всех должников, даже если они попадают под вышеописанные категории. Первым делом пристав выяснит, по какой причине ответчик не может расплатиться по долгам. Если она окажется неуважительной, права все равно не смогут отобрать у тех, для кого машина - единственный источник заработка или средство передвижения в отдаленных местностях, следует из документа. То же самое касается инвалидов или воспитывающих ребенка-инвалида, а также тех, кому предоставлена отсрочка или рассрочка по выплатам и т.д. При этом вернуть права обещают сразу на следующий день после погашения долга или же при наличии особых обстоятельств.

Несмотря на такие оговорки, законопроект вызвал неоднозначную реакцию на Охотном ряду. Так, коммунист Владимир Родин заявил, что новая мера смахивает на «поражение в правах». «Может быть, все-таки нам продолжить усовершенствовать судебное и исполнительное производство, чтобы заставить людей платить долг и налагать взыскания на имущество?», - поинтересовался депутат.

Его коллега по фракции Тамара Плетнева и вовсе заявила, что таким способом брошенные дети все равно не дождутся алиментов от своих отцов. «Лишайте не лишайте - все равно не заплатят. Будет лучше, если государство само определит необходимую сумму алиментов, а потом будет высчитывать ее через бухгалтерию из зарплаты отца», - предложила она.

Либерал-демократ Сергей Иванов посоветовал обратиться в решении проблемы должников к опыту предков. «Были же на Руси долговые ямы - сажали туда должников до тех пор, пока он или его родственники не погасят долг. А мы, наоборот, предлагаем лишать должников всего. Ну, давайте тогда запретим ему ходить в театр, ресторан, книжки покупать! Если не заплатил, то тут нужны другие меры», - заметил депутат.

Впрочем, других внятных предложений со стороны парламентариев так и не прозвучало. Тем не менее, сам Агеев признал, что многие злостные неплательщики попытаются обойти новый закон, например, купив себе патент на работу таксистом.

Как ожидается, ко второму чтению законопроект не претерпит серьезных изменений. Между тем, на Охотном ряду уже скопилась приличная папка с законодательными предложениями насчет того, как сильнее прижать к стенке должников. Стоит хотя бы вспомнить законопроект главы думского комитета по делам семьи Елена Мизулиной, которая еще летом предложила ввести уголовное наказание для злостных неплательщиков алиментов. Сейчас же из 191 тысяч неплательщиков к уголовному наказанию удается привлечь максимум 66 тысяч человек и лишь из-за того, что понятие «злостности» в действующем УК прописано туманно.

Елена Земскова