Posted 3 февраля 2015,, 08:50

Published 3 февраля 2015,, 08:50

Modified 31 января, 02:30

Updated 31 января, 02:30

Счетная палата уличила ФАС, МЭР и Казначейство в нарушении закупок

3 февраля 2015, 08:50

МОСКВА, 3 февраля. Счетная палата обнаружила, что Минэкономразвития, Федеральное казначейство и ФАС допустили нарушения в сфере закупок. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Проверка показала, что план мероприятий по внедрению контрактной системы, утвержденный правительством, не выполнен. В первом полугодии 2014 г. Минэкономразвития с отступлением от регламента внесло около 70% проектов нормативных правовых актов правительства. В июле-августе аналогичный показатель составил 40%. Также был выявлен ряд внутриведомственных документов, которые не приведены в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.

"В ФАС России - это их регламент, а также административный регламент по рассмотрению жалоб. У Минэкономразвития России, являющегося регулятором контрактной системы, более года без утвержденного положения функционирует Департамент развития контрактной системы", - отметил аудитор Максим Рохмистров.

Федеральная антимонопольная служба не проводит плановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе. ФАС не в полной мере использует предоставленное законодательством право обращаться в суд с исками о признании осуществленных с нарушениями закупок недействительными. Так, за 1 полугодие 2014 г. подан всего один такой иск. В 2013 году и январе – августе 2014 г. на доработку и сопровождение сайта www.zakupki.gov.ru, обслуживание которого осуществляют Минэкономразвития России и Федеральное казначейство, было выделено из бюджета около 1 млрд руб. "Главной проблемой официального сайта является отсутствие интеграции функциональных процессов. В настоящее время очень затруднительно проследить конкретную закупку от ее включения в план-график закупок до момента исполнения контракта. Кроме того, несмотря на значительные объемы бюджетных средств, направленных на модернизацию и развитие сайта, существует ряд проблем, связанных с его работоспособностью", - рассказал Рохмистров.

Изменить ситуацию в лучшую сторону должна Единая информационная система в сфере закупок, предусмотренная положениями Закона № 44-ФЗ. Работы над ее созданием начались еще в 2013 г. В рамках соответствующего государственного контракта на общую сумму 6,9 млн. руб. были разработаны и приняты концепция и техническое задание на создание ЕИС. Однако в течение 8-ми месяцев 2014 года эти результаты не использовались.

"Они фактически и не могут быть использованы, поскольку техзадание формировалось на ЕИС как на новую систему. При этом сейчас ЕИС предполагается создавать на базе и с учетом существующего функционала и программно-аппаратного комплекса официального сайта", - пояснил аудитор, напомнив, что прошло более полутора лет с момента принятия 44-ФЗ, однако, нормативного акта, определяющего порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС, до сих пор нет. 30 сентября 2014 года функционал по созданию и развитию ЕИС передан от Минэкономразвития России Федеральному казначейству. Однако еще до принятия этого решения правительством РФ Минфином России были согласованы и доведены Федеральному казначейству 500 млн руб. на выполнение указанных функций. Средства не были исполнены.

"Кроме того, по результатам анализа финансово-экономического обоснования на содержание и развитие ЕИС, представленного Федеральным казначейством в Минфин России, выявлены признаки "задвоения" отдельных видов работ", - заявил Рохмистров, пояснив, что речь идет о функционале библиотеки контрактов и реестра банковских гарантий. Ранее их создание уже было предусмотрено контрактами, заключенными Федеральным казначейством.

В Минэкономразвития установлены недостатки в организации планирования закупок. На официальном сайте министерства размещено 58 редакций плана-графика размещения заказов на 2013 г., в результате чего общее количество планируемых закупок увеличилось в течение года в 2,5 раза. Также есть признаки нарушения Закона №94-ФЗ по заказам на разработку концепции и технического задания на создание ЕИС и на оказание услуг по ведению и обслуживанию официального сайта. Единой комиссией министерства не в полной мере соблюден порядок оценки заявок, установленный конкурсной документацией. "Выявлен случай установления требования к исполнителю о предоставлении по окончании работ проекта постановления правительства, подготовка которого входит в функциональные полномочия Минэкономразвития России", - рассказал аудитор.

Проверка Федерального казначейства выявила признаки нарушения Закона № 44-ФЗ в части завышения начальной цены контракта на сумму не менее 11,5 млн руб. Также ведомство не указывает полные сведения о порядке оценки заявок на участие в конкурсе. Выявлены риски формирования дополнительных расходных обязательств федерального бюджета в размере не менее 4 млн. руб. при исполнении государственных контрактов.

"Так, при исполнении контрактов на доработку и сопровождение официального сайта и на создание Подсистемы управления закупками, заключенных в 2013 году и январе-августе 2014 года, Федеральное казначейство ненадлежащим образом исполняло обязательства по контрактам в части сроков проведения экспертизы выполненных работ и сроков подписания актов сдачи-приемки выполненных работ", - заявил Рохмистров. По его словам, данными государственными контрактами предусмотрена ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение им своих обязательств. ФАС России допустила нарушения при планировании осуществления закупок. В частности, часть закупок размещалась до опубликования на официальном сайте плана-графика размещения заказов на 2014 г. Федеральная антимонопольная служба не утвердила в установленный срок внутренний документ, регламентирующий проведение ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков. Также проверка выявила факт представления в Росстат статистической отчетности о закупках за первое полугодие 2014 года, содержащей недостоверные сведения. В документе были завышены объемы осуществленных закупок и заключенных контрактов.

Коллегия СП решила направить представления в Минэкономразвития России, ФАС и Федеральное казначейство, информационное письмо - в правительство РФ, копию отчета о результатах контрольного мероприятия - в Контрольное управление Президента РФ, информацию о нарушениях законодательства Российской Федерации – в ФАС, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия - в палаты Федерального Собрания РФ.