Posted 12 февраля 2015,, 22:01

Published 12 февраля 2015,, 22:01

Modified 31 января, 02:42

Updated 31 января, 02:42

«Путина не случайно встречали в Каире как фараона»

12 февраля 2015, 22:01
Лидеры России и Египта чувствуют ментальную близость в стремлении противостоять Западу и, прежде всего, США. Поэтому они готовы отстаивать право на «особый путь» своих стран, полагает востоковед Елена Галкина.

Визит российского президента в Египет и оказанные ему там пышные почести вызвали множество комментариев, в том числе, ироничных. О том, зачем в это весьма непростое время Владимир Путин поехал в страну на Ниле, насколько вероятно сейчас долгосрочное сотрудничество между двумя странами, в интервью «Росбалту» рассказала политолог, востоковед, доцент Высшей школы экономики, доктор исторических наук Елена Галкина.

- Зачем Владимир Путин ездил в Египет? Визит достаточно неожиданный, особенно если учесть, что наши руководители эту страну уже давно не посещали.

- Визит имел символическое и политическое значение, но неожиданным его назвать нельзя, он давно готовился. Значительное потепление отношений между двумя странами произошло сразу же после военного переворота, совершенного в Египте. Новый лидер этой страны Абдель Фаттах ас-Сиси первый свой визит совершил именно в Москву, и два руководителя быстро нашли взаимопонимание. Так что отношения между Египтом и Россией значительно потеплели со второй половины 2013 года.

- Каковы были задачи этого визита Путина?

- Он носил символической характер, поскольку проходил перед началом переговоров по Украине в Минске в формате «нормандской четверки», в силу того, что позиции России на международной арене значительно подорваны усиливающейся изоляцией. В этом контексте визит Путина в Каир был призван продемонстрировать, что РФ не изолирована, что большой мир, в том числе, мир арабского Востока, открыт перед ней.

- Как его там приняли?

- Это была реально царская встреча. Я даже не помню, кого в последнее время в Египте так встречали. Огромные портреты Путина, развешенные по главным улицам Каира, соответствующие растяжки. Президент Египта подарил российскому коллеге картуш ― древнеегипетский амулет, который имели право носить только фараоны. На картуше выгравировано имя Путина. Так что его там, фактически, произвели в фараоны.

- Каковы непосредственные результаты визита?

- По итогам этой поездки Путина были озвучены грандиозные планы сотрудничества двух стран, призванные продемонстрировать, что оно будет долгим, и что Россия готова вкладывать в эту страну большие деньги. А также, что лидеры двух стран чувствуют ментальную близость между собой в их противостоянии Западу в целом и Америке в частности, и готовы отстаивать право на «особый путь» каждого из этих государств, не находящихся в мейнстриме «первого мира» - либеральной демократии.

В экономической сфере было анонсировано строительство атомной электростанции на четыре реактора, что для Египта очень актуально, поскольку страна испытывает большие перебои в подаче электроэнергии. Кстати, это стало одной из причин падения президента Мухаммеда Мурси, который не справился с экономическими проблемами страны, в частности, с нехваткой электроэнергии.

Атомная станция, которая, как планируется, будет строиться в кредит за российские деньги, решила бы эту проблему. Естественно укрепляется сотрудничество между двумя странами в военной сфере. Но здесь есть ограничения. Дело в том, что Египет очень давно традиционно получает ежегодную помощь от США в размере примерно 1,5 млрд долларов. В связи с этим Каир, разумеется, не собирается полностью переходить на российское оружие, он просто собирается диверсифицировать сотрудничество в этой сфере.

Договорились также о взаимных поставках продовольствия. Россия будет поставлять в Египет пшеницу, а Египет в Россию - овощи и фрукты.

- Россия будет поставлять в Египет пшеницу?

- Да, это старая проблема этой страны. Со времен господства англичан тут стали культивировать монокультуру ― хлопок. Кроме того, 80 млн населения в Египте живут на 5% его территории ― остальная часть непригодна для выращивания сельхозпродукции.

В общем, Россия предложила Египту то, что ему действительно интересно. Так что, если прагматически смотреть на этот визит, то можно сказать, что он был удачно подготовлен, поскольку Египту предложили то, что ему сейчас нужно и то, что поможет его правительству удержаться у власти.

- Можно ли сказать, что Путину удалось вбить клин в отношения между Западом и Египтом?

- Вряд ли такая цель ставилась. Путину было важно продемонстрировать, что он не один, и что его где-то все-таки поддерживают, причем не какая-нибудь страна-изгой вроде Северной Кореи или режима Асада в Сирии. Но говорить о клине между США и Египтом нельзя, потому что отношения этих стран очень длительные. Если плотные контакты между СССР и Египтом прекратились после смерти президента Гамаля Абдель Насера в 1970 году, то с Соединенными Штатами они с этого времени практически не прерывались.

Если смотреть на цели этого визита со стороны Каира, то ас-Сиси демонстрирует Вашингтону, что если тот не будет предоставлять ему помощь в нужном объеме и будет продолжать негативно отзываться о ситуации с правами человека в Египте и репрессиях против оппозиции в этой стране, то у него есть альтернатива...

Однако насколько все эти соглашения будут доводиться египетской стороной от уровня деклараций до реального воплощения, зависит от того, как будет складываться внешне- и внутриполитическая ситуация в этой стране, которая отнюдь не проста. Недавно здесь вновь прошли массовые выступления, приуроченные к началу революции 2011 года, жестко разогнанные полицией. Были жертвы. Потрясла страну и недавняя расправа органов внутренних дел с футбольными фанатами, в результате которой погибло 40 болельщиков.

На внешнеполитическом фронте для Сиси тоже не все хорошо складывается, особенно на фоне скандала с публикацией прослушки его разговора, в котором он нелицеприятно отозвался о Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Кувейте, которые, по некоторым данным, не так давно предоставили ему помощь в размере около 20 млрд долларов. Для сравнения ― торговый баланс между Египтом и Россией составляет 4,5 млрд. долларов.

Беседовал Александр Желенин