Posted 16 февраля 2015,, 09:49

Published 16 февраля 2015,, 09:49

Modified 31 марта, 09:24

Updated 31 марта, 09:24

СП не увидела улучшения жизни семей с детьми при реализации национальной стратегии

16 февраля 2015, 09:49

МОСКВА, 16 февраля. Коллегия Счетной палаты России по результатам анализа пришла к выводу, что реализация Национальной стратегии действий в интересах детей пока не обеспечила существенного повышения уровня жизни семей с детьми.

"В 2012–2014 годах на поддержку семей с детьми, выплату разного рода пособий было направлено свыше 348 млрд руб., в том числе более 201 млрд руб. средств федерального бюджета и 147 млрд руб. бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в 2013 году удельный вес малоимущих семей с детьми в общей численности аналогичных домохозяйств вырос по сравнению с 2012 годом на 1,8% и составил 64%", - заявил аудитор Владимир Катренко.

По его словам, ежегодно более 40 видов ежемесячных пособий на ребенка получают около 9 млн человек. При этом размер пособий, за исключением тех, которые установлены на федеральном уровне и не связаны с материальным положением семей с детьми, незначителен. В 37 регионах размер ежемесячного пособия на ребенка меньше 200 руб., в 28 регионах – от 200 до 300 руб., в 17 регионах - свыше 300 руб.

Одним из эффективных механизмов повышения адресности мер социальной поддержки семей является внедрение социального контракта. Так, 85% семей, прошедших через этот институт поддержки, больше за материальной помощью не обращались. Однако масштабы применения социального контракта семьями с детьми незначительны - всего около 3% от числа граждан, получающих государственную социальную помощь.

Проведенный анализ также показал, что, несмотря на внедрение новых технологий и методов работы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их медико-социальной реабилитации, сохраняются проблемы, связанные с социализацией таких детей. "Из-за недостатка возможностей для освоения профессиональных навыков и трудоустройства ежегодно около 2 тыс. выпускников интернатных учреждений, сохраняющие реабилитационный потенциал и способность адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме, переводятся в стационарные учреждения социального обслуживания. Это ведет к увеличению расходов, как на содержание системы социального обслуживания, так и на обеспечение жизни этих людей", - считает аудитор.

Ряд положений стратегии не нашел отражения в плане первоочередных мероприятий, в том числе мероприятия по оптимизации полномочий государственных органов по защите прав детей, а также нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей. Некоторые мероприятия плана содержат иной подход к механизму достижения поставленных задач. Например, предусмотренная Национальной стратегией разработка федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики, в плане заменена на подготовку концепции государственной семейной политики.

Он также сообщил, что в целях оценки эффективности реализации Национальной стратегии была создана соответствующая система из 102 показателей. Однако она не является индикативной, поскольку конечные значения ожидаемых результатов не определены ни в стратегии, ни в плане. В этой связи мониторинг эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии с применением утвержденной системы позволяет оценить лишь динамику изменения ситуации, а не риски в достижении конечных результатов. По мнению аудитора, этот ключевой недостаток целесообразно исправить в пПлане реализации 2-го этапа стратегии.

Также были отмечены и позитивные тенденции, например, с 2009 по 2013 годы значительно сократилось (почти на 11%) число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, выросла с 2011 года почти на 4% и составила в 2013 году свыше 78%.