Posted 20 февраля 2015,, 15:52

Published 20 февраля 2015,, 15:52

Modified 31 января, 02:52

Updated 31 января, 02:52

Анатомия слухов: Украина важнее регионов

20 февраля 2015, 15:52
Серия отставок и арестов ряда мэров крупных городов и заместителей глав регионов в общероссийском масштабе прошла почти незаметно. В центре внимания по-прежнему остается Украина и связанная с ней внутрикремлевская борьба.

Слухи о неизбежности серии новых отставок региональных лидеров, от которых Москва хочет избавиться после осенних выборов, ходили еще с 2014 года. Свое подкрепление они нашли в виде отставок и даже арестов ряда вице-губернаторов и мэров крупных городов в потенциально проблемных регионах.

Например, написала заявление на отпуск с последующим увольнением глава администрации Петропавловска-Камчатского Елена Панченко. Уйти ей настоятельно рекомендовал глава региона Владимир Илюхин, который, по слухам, посчитал, что ему необходим «козел отпущения» за те проблемы, которые наблюдаются в регионе, особенно в его столице. Смысл этой операции, помимо получения очков в местном внутриэлитном противостоянии, заключается еще и в том, чтобы продемонстрировать Москве свою эффективность.

Разворачивается скандал и в городе Обь Новосибирской области. Здесь прошли досрочные выборы мэра, и ЛДПР требует отмены их результатов, выступая с протестами и призывами вплоть даже до отставки не так давно назначенного губернатора Владимира Городецкого. Благодаря Владимиру Жириновскому тема вышла на федеральный уровень. Так что даже до Москвы докатились слухи о противостоянии действующего главы региона с соратниками экс-полпреда президента в Сибирском федеральном округе, экс-губернатора Новосибирской области, а ныне руководителя Красноярского края Виктора Толоконского. Хотя говорят также и о том, что речь может идти о коммерческой подоплеке скандала. Мол, Городецкий испортил отношения с некоторыми крупными бизнес-группами, имеющими свои интересы в регионе.

Впрочем, описанные выше случаи вряд ли могут в реальности привести к отставкам губернаторов указанных регионов. Иное дело — Еврейская автономная область, где после обыска был арестован мэр Биробиджана Андрей Пархоменко. И это при том, что 25 февраля истекает срок работы «назначенного» пять лет назад губернатора ЕАО Александра Винникова. Теперь в сентябре ему предстоит пройти через выборы и, хотя сам он говорит о том, что готов участвовать в выборах 13 сентября, ходят слухи, что Кремль готов поискать другую кандидатуру.

Отдельная история — отставки вице-губернаторов. Добровольно покинули свои кресла заместители глав регионов в Санкт-Петербурге, Орловской и Ленинградской областях. На Орловщине Александра Рякина якобы «попросили на выход» за съеденное в Карловых Варах (там же, где у семьи Рявиных есть небольшой бизнес) и публично прокомментированное в соцсетях фуа-гра, хотя, скорее, речь идет о противостоянии губернатора со старой региональной элитой. В Ленинградской области вице-губернатор Георгий Богачев ушел в отставку после того как стало известно, что его сын учится в Кембридже, хотя местные власти отрицают связь между этими двумя событиями.

Но самая напряженная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там правоохранительные органы заинтересовались работой сразу двух вице-губернаторов — действующего и бывшего заместителей Александра Ткачева. В начале февраля 2015 года ФСБ арестовала заместителя главы краевой администрации Вадима Лукоянова за превышение полномочий, повлекшее тяжкие последствия. Также в начале февраля был арестован и бывший вице-губернатор Краснодарского края Александр Иванов. Он якобы превысил полномочия во время строительства спортивного комплекса «Баскет-Холл», незаконно изъяв земельный участок.

Даже в региональных СМИ, традиционно находящихся под жестким контролем администрации Ткачева, все равно появляются публикации, в которых говорится о его возможной отставке. Ходят слухи, что новый кандидат на место губернатора Краснодарского края у Кремля уже есть, но окончательное решение пока не принято Владимиром Путиным.

Над всеми этими схватками идет борьба за глобальную внешнеполитическую стратегию России в отношении Украины, а значит, Запада в целом. Существует версия, что противостоят друг другу два плана действий Кремля и две основных группы влиятельных лиц в окружении Владимира Путина. Первый план условно принадлежит «силовикам», он предусматривает продолжение военных действий и переход так называемых «ополченцев» в решительное наступление, чтобы вести переговоры с Киевом и Западом с позиции силы. Его якобы поддерживает такой влиятельный игрок как Игорь Сечин.

С другой стороны выступают условный коллективный «Владислав Сурков» и сторонники концепции «саморазвала» Украины вследствие непреодолимых трудностей экономического характера. Эта группа сейчас выступает за легкую временную внутриполитическую либерализацию, выжидательную позицию и реальное перемирие в Донбассе.

Якобы именно это противостояние в ближайшие недели, как говорят слухмейкеры, и может стать ключевым для российской политики. Помимо традиционной борьбы кланов именно оно может определять логику кадровых решений Кремля, в том числе, возможных перестановок в самой президентской администрации и в правительстве, которые могут произойти в марте-апреле 2015 года.

Иван Преображенский