Posted 25 февраля 2015,, 16:56

Published 25 февраля 2015,, 16:56

Modified 31 марта, 09:15

Updated 31 марта, 09:15

Европу ждет диссонанс вместо раскола

25 февраля 2015, 16:56
Москва достигла некоторых успехов в стремлении разрушить единство рядов западных стран, переманивая часть из них на свою сторону, однако серьезный ущерб Евросоюзу все же нанести не удастся, полагают эксперты.

Заявление Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини о том, что Россия делает ставку на раскол Евросоюза, вызвало оживленную реакцию наблюдателей. Эксперты, опрошенные обозревателем «Росбалта», полагают, что, несмотря на некоторые частные успехи на этом направлении, нанести серьезный ущерб единству рядов западных стран все же вряд ли получится.

Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, комментируя заявление Могерини, сказал, что России не удастся всерьез повлиять на позицию Евросоюза по вопросу Украины. Одновременно он заметил, что тактика России по поискам союзников в Европе «была всегда, и в этом смысле ничего нового здесь нет».

«Недовольство санкциями в самом Евросоюзе безусловно присутствует», - говорит он, отмечая, что «всерьез повлиять на европейскую позицию не удастся, поскольку те страны, которые наиболее явно выражают неудовольствие по поводу этой позиции: Греция, Венгрия, Кипр, в какой-то степени Австрия, Словакия — не могут самостоятельно определять линию Евросоюза».

По мнению эксперта, эти государства «как-то могут влиять на атмосферу в ЕС, но линия Европейского Союза зависит от крупных стран». «А если уж быть откровенным, от одной страны — Германии», - уточнил Лукьянов.

РФ может попытаться устроить мини-раскол в Евросоюзе по поводу Украины и западных санкций за счет нескольких небольших стран, но принципиально позиция ЕС по этому вопросу не изменится. Об этом «Росбалту» сказал член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

«Мини-раскол Евросоюза возможен за счет одной-двух стран типа Венгрии или Греции. Но это будет даже не раскол - просто этим странам дадут возможность поиграть. Ничего от этого не изменится. Это будет символом того, что в Европе есть разные мнения», - говорит Малашенко.

Кроме того, эксперт напомнил, что Венгрия и Греция, с одной стороны, и, например, Франция и Англия, с другой, «несопоставимые величины».

Однако помимо этого, отмечает политолог, имеется если не раскол, то некие «трения между большими европейскими державами: Францией, Германией, Италией и Англией».

Малашенко напомнил, что, атлантическое направление в Евросоюзе однозначно поддерживают такие малые страны Восточной Европы как Польша и государства Балтии. В то же время, повторил эксперт, «это не раскол, это диссонанс, от которого Россия мало что получит».

«Если бы Российская Федерация начала уступать, то те люди, которые ей симпатизируют, набирали бы очки. Однако своим неразумным поведением на Донбассе Россия фактически выступает против своих потенциальных союзников в Европе», - полагает политолог. Игра на повышение напряжения на Украине, по словам Малашенко, работает против Москвы и ее союзников в Европе.

Европейской бюрократии пока удается блокировать «путинский интернационал» в ЕС. Такое мнение «Росбалту» высказал политолог Андрей Пионтковский. По его словам, российскому президенту на данный момент удалось создать в некоторых европейских странах определенное единство взглядов на украинскую политику России. Эксперт особенно выделил в этом отношении Францию, где, по его мнению, Владимиру Путину «подмигивает» его коллега Франсуа Олланд, а экс-президент Николя Саркози «вообще заговорил о «крымнаше», не говоря уже о поддержке со стороны главы Национального фронта Марин Ле Пен». «Путинитерн» работает», - констатировал Пионтковский.

С другой стороны, как считает эксперт, та же Федерика Могерини, известная прежде своими довольно левыми взглядами, на данный момент в отношении политики России «действует, скорее, как европейский чиновник крупного масштаба, чем как левый итальянский политик».

То же самое сейчас можно сказать и о симпатизирующем Путину новом греческом правительстве, которое, как отмечает эксперт, «всей душой тянется к Москве, но дало понять, что противопоставлять себя сложившемуся европейскому консенсусу не будет».

Александр Желенин