Posted 26 февраля 2015,, 08:53

Published 26 февраля 2015,, 08:53

Modified 31 марта, 09:14

Updated 31 марта, 09:14

Россия превосходит другие страны по количеству незавершенных модернизаций

26 февраля 2015, 08:53

МОСКВА, 26 февраля. Россия – мировой лидер по попыткам модернизации, однако каждая из них заканчивалась реставрацией традиционных институтов, что мешает стране выбраться из "колеи". Такое мнение высказал декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан, сообщается на экспертном сайте ВШЭ.

Анализ траекторий развития разных стран не дает однозначных ответов о причинах устойчивого прогресса одних и отсталости других. Возможно дело в ошибке первоначального институционального выбора. Например, расхождение траекторий развития Англии и Испании в XVII-XIX веках можно объяснить формированием разных институтов налогообложения.

Аузан обращается к гипотезе Норта-Уоллиса-Вайнгаста, согласно которой отсталость скорее является закономерностью, а развитие исключением. Переход к развитию сложен, требует специальных условий и времени. Отсталость и развитие – это разные социальные порядки, а не последовательные фазы, когда за отсталостью непременно идет развитие. Реализация потенциала инновационного развития зависит не только от институциональных реформ, но и от изменений в культуре. Переход на более высокую траекторию экономического развития (или модернизация) связан с "направленным сдвигом" социокультурных характеристик, добиться которого можно средствами образовательной и культурной политики.

Для современной России поиск решения особенно актуален, поскольку прежний общественный договор "стабильность в обмен на лояльность" себя исчерпал еще в 2008 году, считает Аузан. В 2014 году произошел, по его мнению, сдвиг в структуре социального контракта, который требует поиска нового общественного договора между властью и обществом.

Комментируя высказывание Александра Аузана, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что вынужденное выталкивание из "колеи" не всегда ведет к положительному результату. Правда в ХХ веке, по словам Кузьминова, появился новый фактор модернизации – это массовый творческий или, как говорят сегодня, креативный класс – люди "для которых порождение нового – это смысл жизни и образ жизни". Доля креативного класса постоянно растет, а этот процесс становится самостоятельным стимулом модернизации.