Posted 30 марта 2015,, 17:03

Published 30 марта 2015,, 17:03

Modified 31 марта, 08:46

Updated 31 марта, 08:46

Марин Ле Пен играет на разочарованиях

30 марта 2015, 17:03
Крайне правому «Народному фронту» по итогам выборов во Франции не удалось взять под контроль ни один местный совет. Однако на фоне краха социалистов его лидер может ввязаться в борьбу за пост президента страны.

На региональных выборах во Франции, завершившихся в воскресенье, очередное сокрушительное поражение потерпела правящая Социалистическая партия, возглавляемая президентом страны Франсуа Олландом. Победу же празднует консервативный «Союз в поддержку народного движения» экс-президента Николя Саркози и его союзники, увеличившие вдвое количество департаментов, в местных советах которых у них теперь большинство. Несколько укрепил свои позиции и ультраправый «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которому, впрочем, не удалось завоевать большинства ни в одном из 101 департаментов страны.

Эксперты, которых обозреватель «Росбалта» попросил прокомментировать такую перемену симпатий французских избирателей, констатируют укрепление позиций правых и ультраправых, экстраполируя их результаты на предстоящие в 2017 году президентские и парламентские кампании.

По мнению директора Центра французских исследований института Европы РАН, доктора исторических наук Юрия Рубинского, поражение социалистов было закономерным и ожидаемым. Он напомнил, что партия Франсуа Олланда терпит уже четвертое поражение подряд: социалисты в прошлом году проиграли и муниципальные выборы, и выборы в Европарламент, и выборы в Сенат.

«Перспектива и парламентских, и президентских выборов 2017 года для социалистов выглядит мрачно. Если они, как и во всех предыдущих кампаниях, станут третьими, то просто не пройдут во второй тур, и за кресло президента будет бороться кто-то умеренно правый, например, Саркози, или экс-премьер Ален Жюппе и Марин Ле Пен», - полагает Рубинский, по мнению которого, «эта ситуация полностью меняет расклад сил в стране».

Поражение социалистов Рубинский объясняет экономической ситуацией во Франции, в частности, «застоем, высокой (до 10,4%) безработицей». Не лучшим образом сказался на партии Олланда и раскол в ее собственных рядах, отмечает он. «Ее левое крыло, а также союзники — коммунисты, экологисты и другие левые, все сильнее недовольны политикой, которую проводит правительство Олланда, склоняющееся к либеральным мерам вопреки своим предвыборным обещаниям», - говорит эксперт.

В то же время Рубинский обращает внимание на то, что лидер «Национального фронта» смогла несколько смягчить «наиболее провокационные лозунги своей партии», например, отказалась от антисемитских высказываний, оставив, впрочем, антимигрантские. Однако социально-экономическая программа Марин Ле Пен — выход Франции из зоны евро, высылка нелегальных мигрантов из страны, «не имеет перспектив», - считает политолог. Он напоминает, что Франция - «вторая экономика Евросоюза, а с другой стороны, для нее ЕС - это две трети внешнеторгового оборота. Если Франция забаррикадирует свои границы, то безработица в стране не только не уменьшится, а увеличится в разы».

Провал социалистов это, «прежде всего, провал президента Олланда», сказал «Росбалту» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он так же, как и Рубинский, считает, что это было ожидаемо, но «новые подтверждения каждый раз показывают, что это не случайность, а глубокая тенденция — люди отворачиваются от социалистической партии и президента».

С другой стороны, говорит Лукьянов, это, конечно, успех Саркози, который вернулся к управлению своей партией и «продемонстрировал, что остается очень изощренным политиком», - считает эксперт. Саркози этой победой «положил конец спору за лидерство между ним и экс-премьером Аленом Жюппе. Сейчас вопрос о том, кто от этой партии пойдет на президентские выборы, уже не ставится - снова пойдет Саркози. Хорошо это для партии или нет, это уже отдельный вопрос», - отметил политолог.

Результат, показанный на этих выборах «Национальным фронтом» можно оценивать по разному, но «свои позиции он сохраняет, что говорит о том, что НФ превратился в третью системообразующую партию Франции», - говорит политолог.

Что касается перспектив Марин Ле Пен на президентских выборах 2017 года, то эксперт отметил, что «шлейф популистской риторики у «Национального фронта» очень силен, а французы, как бы то ни было, народ весьма прагматичный, и когда дело доходит до голосования за человека, от которого зависит состояние их кошельков, они действуют несколько иначе, чем на муниципальных выборах. Поэтому вряд ли она имеет серьезные шансы на победу».

«Правительство социалистов имеет очень низкий рейтинг, и общим мнением французского политического класса является то, что Франсуа Олланд, пожалуй, самый неудачный президент Франции за всю послевоенную историю страны. Громадные социальные провалы, проблемы с вопросами безопасности, особенно на фоне терактов в стране. Да и вообще Олланд производит очень неубедительное впечатление, это абсолютно не харизматическая фигура», - считает политолог Андрей Пионтковский.

Эксперт согласен с тем, что на этих выборах не столько выиграл Саркози, сколько проиграл Олланд.

В то же время, политолог говорит, что уже понятно, что на следующих президентских выборах, которые должны состояться в 2017 году, основная интрига будет в том, займет ли лидер крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен второе место.

По мнению Пионтковского, выход Ле Пен во второй тур президентских выборов был бы большим событием и повторением успеха ее отца Жана-Мари Ле Пена в 2002 году, когда тот набрал во втором туре около 18% голосов избирателей. В то же время, эксперт считает, что, примерно, четверть голосов в местных органах власти, которые сейчас имеют крайне правые во Франции, это их «потолок».

Политолог подчеркнул, что Саркози, как победитель нынешних местных выборов, тоже не вызывает особых иллюзий у французов. По словам Пионтковского, «у французского избирателя просто есть общее разочарование в политическом классе, на чем и пытается играть Марин Ле Пен».

Александр Желенин