Posted 6 апреля 2015,, 16:32

Published 6 апреля 2015,, 16:32

Modified 31 марта, 08:39

Updated 31 марта, 08:39

Закон каучуковых формулировок

6 апреля 2015, 16:32
Госдума резко ужесточает для СМИ ответственность за экстремизм. Новые правила грозят стать удавкой для изданий, не согласных с «официальной точкой зрения», - теперь их смогут сначала разорить, а потом закрыть.

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству на своем заседании в понедельник одобрил ко второму чтению скандальный законопроект об ужесточении наказания за экстремизм в СМИ. Как ожидается, на рассмотрение депутатов он поступит уже на этой неделе.

При доработке проекта комитет согласился исключить из него лишь норму, предусматривающую штрафы до 200 тыс. рублей за пропаганду в СМИ культа насилия и жестокости. Договоренность на этот счет была достигнута между депутатами и Минкомсвязи еще перед принятием соответствующих поправок в КоАП в первом чтении.

Активно изъятия этой нормы из законопроекта добивался думский комитет по СМИ, который указывал на недопустимость введения нового наказания из-за отсутствия в действующем законодательстве самого определения такой «пропаганды».

Между тем, комитет наотрез отказался переписать норму законопроекта об ужесточении наказания СМИ за экстремизм. Речь идет о введении штрафов до 1 млн рублей за «производство и выпуск продукции средства массовой информации,

содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности».

При этом штрафовать за перечисленные нарушения предлагается уже не конкретных журналистов и руководство изданий, допустивших публикацию таких материалов, а непосредственно редакции СМИ - как юридических лиц. Минкомсвязи решило восполнить пробел в Уголовном кодексе, который уже давно содержит жесткие санкции за разные экстремистские проявления (вплоть до лишения свободы), но не позволяет их применять к юридическим лицам, а лишь к гражданам и должностным лицам.

«Урезать» эту норму предложил на заседании депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Его, в частности обеспокоило слишком расплывчатое определение экстремистских материалов, позволяющее штрафовать СМИ фактически за любой критический выпад в адрес власти, который может быть истолкован в суде как обоснование или оправдание экстремистской деятельности.

По его словам, с новой нормой можно было бы согласиться, если бы речь шла о наказании за публикацию запрещенных экстремистских материалов, включенных в соответствующий федеральный реестр (на сегодняшний день речь идет более чем о 2500 таких материалов). «Но такой оговорки нет, а есть размытая формулировка, которая допускает возможность широкой трактовки и, как следствие, наказание неугодных СМИ. Вот, например, будет признан какой-нибудь оппозиционный политик экстремистом, а вы напишете, что он вышел на площадь и призвал последовать его примеру других, вас и оштрафуют на миллион», - сказал Гудков.

По мнению депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева, новый закон действительно может оказаться «очередной удавкой» для СМИ. «Социальная напряженность в стране нарастает, и писать о протестных акциях становится чрезвычайно опасно», - отметил депутат в беседе с «Росбалтом». Он считает, что власти специально предлагают такие «каучуковые формулировки», чтобы можно было «выборочно отработать по полной программе определенные СМИ».

При этом комитет не прислушался к замечаниям тех, кто утверждал, что новый закон фактически вводит двойное наказание для СМИ за экстремизм. Так, по действующему закону о СМИ Роскомнадзор вправе после двукратного уличения издания в экстремизме обратиться в суд с иском об отзыве у него регистрации. А по новой статьей КоАП, СМИ могут теперь еще и оштрафовать на круглую сумму.

Как сообщили «Росбалту» в профильном комитете Госдумы, не исключено, что эта проблема будет решена путем внесения отдельного законопроекта, однако конкретные сроки подготовки таких поправок там назвать не смогли.

Без этого возможность двойного наказания для СМИ сохраняется, что полностью нарушает базовые принципы Конституции, подтвердил Гудков. В то же время он не исключает, что на практике чиновники будут стараться применять один вид наказания. «Налагать штрафы будет выгоднее - издание всегда легче разорить, чем закрыть по суду», - сказал депутат.

А Соловьев обратил внимание на то, что суды не будут ограничены во взыскании таких штрафов. По его словам, новые административные статьи об ужесточении наказания за экстремизм в СМИ перекликаются с антиэкстремистскими статьями в Уголовном кодексе. Несмотря на это, разбирательство будет вестись в рамках административного судопроизводства. «Уголовное же и административное судопроизводство - это как земля и небо с точки зрения защиты процессуальных прав и возможностей на защиту, а также сбора и представления доказательств», - пояснил Соловьев.

Для примера он вспомнил советский шедевр кинематографа «Операция Ы». «Помните, как там было: «Вы подтверждаете?» - «Подтверждаем» - «15 суток». Только вместо милиционера там судья сидит», - напомнил депутат.

Впрочем, коммунист считает, что принятием этого закона Россия отсылает себя даже не в советские, а в дореволюционные времена. По его словам, похожий инструмент для политических репрессий некогда ввел российский император Александр III, который обязал разбирать все «политические дела» по упрощенному административному порядку.

Елена Земскова