Posted 21 апреля 2015,, 12:59

Published 21 апреля 2015,, 12:59

Modified 31 марта, 08:25

Updated 31 марта, 08:25

Эксперты: Продовольственное эмбарго способствовало ухудшению качества продуктов

21 апреля 2015, 12:59
По мнению российских экспертов, введение контрсанкций оказало негативное влияние на качество продуктов. Государственные контрольные органы не могут справиться с потоком новой продукции, а существующая система штрафов не стимулирует производителей улучшать качество товаров, потому что в конечном итоге остается виноватым продавец.

МОСКВА, 21 апреля. По мнению российских экспертов, введение контрсанкций оказало негативное влияние на качество продуктов. Государственные контрольные органы не могут справиться с потоком новой продукции, а существующая система штрафов не стимулирует производителей улучшать качество товаров, потому что в конечном итоге остается виноватым продавец, пишет DW.

В 2010 году в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и вместо нее введена процедура обязательного декларирования соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции была полностью переложена с сертифицирующих органов на производителя.

"Они обращаются в любую лабораторию, проводят исследования и получают протоколы. Орган по сертификации в итоге занимается лишь тем, что проверяет комплектность документов и передает через информационную систему данные в общий реестр. Никакой последующей ответственности он не несет", - рассказал председатель общества защиты прав потребителей "Росконтроль" Александр Борисов.

По словам главы другого общества защиты прав потребителей - "Общественный контроль" - Михаила Аншакова, отмена сертификации была исключительно декларативной мерой. "Тогда президентом был Дмитрий Медведев. Его любимая фраза была "хватит кошмарить бизнес". Чиновники взяли под козырек, отменили сертификацию и отчитались: дескать, административные барьеры устранены", - считает он.

В результате стали избирательны проверки продуктов в магазинах и на предприятиях. К тому же, в случае обращения недовольных покупателей в суд, производителю грозит лишь небольшой штраф.

Практика "Росконтроля" показала, что "опасных" товаров на полках в российских магазинах хватает. "Мы проверили порядка 50 категорий продуктов. В каждой категории закупались самые популярные федеральные торговые марки", - отметили в ОЗПП. По итогам проверок организация составила рейтинг самых неблагополучных категорий: бутилированная вода, творог, куриное филе, сметана, слабосоленая семга, глазированные сырки, тушенка, сосиски, пельмени, красная икра.

"При снижении конкуренции на рынок хлынули новые производители и новые товары. Это произошло стремительно: известные продукты ушли с рынка, дефицит требовалось закрывать", - напомнил Борисов.

По мнению Аншакова, контролировать качество должны госструктуры, "но в России эта система разрушена". Он напомнил, что в наследство от Советского Союза Россия получила 75 тыс. ГОСТов. В 2003 году их сделали необязательными в связи с принятием закона о техническом регулировании. "Тогда все и посыпалось. Сначала ГОСТы отменили одним росчерком пера, потом пообещали ввести вместо них 400 технических регламентов. На сегодня принято меньше 30. Именно поэтому в России не возбраняется выпускать колбасу и не класть туда мясо, а продукт называть "мясным", - заметил эксперт.

На официальный запрос о системе контроля качества продукции в России в Роспотребнадзоре не ответили. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что вынуждены сами проверять качество поступающей на полки продукции, потому что в конечном итоге несут львиную долю ответственности перед покупателем. "Торговая сеть отвечает за все: за недостоверный состав, за количество пищевых веществ в маркировке, за достоверность указанной в ней пищевой ценности, за мелкий шрифт и т.п.", - рассказала глава комитета по качеству АКОРТ Светлана Чебарова. Кодекс об административных правонарушениях влечет наложение штрафа за недостоверное декларирование соответствия продукции - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. И эти штрафы выплачивает ритейлер, поскольку разделения ответственности между ним и производителем в России не существует, а проверки, как правило, проходят по месту приобретения продукта.

Именно поэтому торговые сети сами проводят экспертизу. "Мы вынуждены оплачивать многочисленные лабораторные исследования, обследования, экспертизы и аудиты, в связи с отсутствием гарантий качества со стороны производителей", - подчеркнула Чебарова. Однако Аншаков напомнил: "Все прекрасно понимают, что у нас на полках примерно 50 процентов некачественных товаров, но при этом мало кто подает в суд. Потребитель не станет тратить полгода жизни на суд из-за йогурта за 30 рублей. В Европе ему достаточно позвонить по определенным телефонам. Но у нас это невозможно, потому что принята политическая воля - разрешить производителю все".