Posted 24 апреля 2015,, 15:11

Published 24 апреля 2015,, 15:11

Modified 31 марта, 08:22

Updated 31 марта, 08:22

Германия и Россия: возможно ли общее будущее?

24 апреля 2015, 15:11
Новая «холодная война» или тяжелый, полный конфликтов, но направленный на поиск компромисса диалог — таковы перспективы российско-немецких отношений на ближайшие годы. Из этих вариантов еще можно сделать выбор.

России и Евросоюзу, в первую очередь Германии, приходится возвращаться к обсуждению вопросов, которые, как казалось еще несколько лет назад, давно были разрешены, полагают эксперты, собравшиеся в Сочи на заседание рабочей группы «Мастерская будущего», организованной в рамках российско-немецкого форума «Петербургский диалог». Так называемая посткрымская ситуация позволяет поставить под вопрос практически все дипломатические и внешнеполитические достижения последнего тридцатилетия, вплоть до, казалось бы, уже давно случившегося исторического примирения русских и немцев.

Две ключевые темы для обсуждения были названы так: «История как оружие. Факты и мифы о Второй Мировой войне» и «Отношения России и Запада после истечения санкционного режима». При рассмотрении первой из них участники в основном говорили о манипулированием историей со стороны политических сил и разных государств, а в рамках второй пытались решить еще более важную проблему: найти и назвать возможные пути выхода из сложившейся после введения взаимных санкций ситуации.

Всего в заседании «Мастерской будущего» в Сочи приняли участие более двадцати российских и немецких политологов, историков, политиков, журналистов, экономистов и действующих предпринимателей.

Если в России полагают, что Европа не едина с политической точки зрения и пытаются использовать это в своих интересах, то немецкие эксперты отмечают, что Евросоюз не является также и пространством общей памяти. Для современно немца, как говорилось в одном из докладов, по меньшей мере странно, когда, например, в Литве день прихода нацистских войск считается днем освобождения и странным образом совпадает с днем начала Холокоста на литовской территории. В итоге разная историческая память и дискурс так называемой советской оккупации во многих государствах Восточной и Центральной Европы стали тем препятствием, которое Россия и до Крыма не могла перешагнуть.

Теперь же, констатируют эксперты, барьер может стать и вовсе непреодолимым, если Евросоюз не будет всерьез заниматься на своей территории конструированием пространства общей памяти. Или, как выражаются некоторые более жестко настроенные российские эксперты, «Германии надо надавить» на партнеров по ЕС.

Однако пример разной исторической памяти только подтверждает еще один вывод, к которому пришло большинство участников «Мастерской будущего»: проблема вовсе не началась с присоединения Россией Крыма. Отношения поступательно портились несколько лет, и уже в 2012-2013 годах их называли худшими в истории российско-немецкого диалога. Правда, тогда никто не мог предположить, что последует дальше.

Страны, безусловно, по-прежнему связывает, в первую очередь, экономика. Несмотря на то, что, по разным данным, из России ушла то ли треть, то ли 10% от ранее работавших немецких компаний (что тоже само по себе немало), Германия продолжает оставаться ее крупнейшим торговым партнером. Но надолго ли? Безусловно, о чем тоже говорят многие немецкие эксперты, сохранение экономических связей является залогом того, чтобы в будущем оставался шанс восстановить и политическое партнерство. Вопрос в том, что для этого должно произойти.

Одни эксперты говорят о политическом решении, которое потом спровоцирует и серьезные экономические последствия. Как это было, например, в отношениях послевоенных Франции и Германии. Другие надеются на то, что большую часть санкций можно будет снять после прекращения военных действий на востоке Украины, а вопрос Крыма удастся оставить, что называется, «за кадром». Тем более, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель вновь вспомнила об идее по созданию зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.

Однако скептики сомневаются, что крымскую проблему удастся так легко обойти. По мнению некоторых российских специалистов, принимавших участие в сочинском заседании «Мастерской будущего», кризис не имеет шансов на разрешение до тех пор, пока власти Германии не осознают, что Крым — это и их проблема, даже если создала ее Россия. И им надо разработать и предложить вариант решения, приемлемый для всех. Ни Россия, ни Украина, по понятным причинам, ничего компромиссного предлагать не смогут, да и не станут.

При этом поиск путей выхода из кризиса зависит от того, есть ли возможность решать проблему поэтапно или же необходимо предлагать всеобъемлющий компромисс. И это еще с условием, что неизвестно — готовы ли власти России в принципе идти на какие-то уступки.

В любом случае, как считают участники «Мастерской будущего», очень важно не прерывать контакты. Точка зрения определенной части немецкого истеблишмента, в соответствии с которой не надо общаться с представителями России, чтоб они осознали всю неправоту своего поведения, выглядит странной, если не сказать смехотворной. Как, разумеется, и российские пропагандистские и изоляционистские рассуждения про «Гейропу» и «геропейцев», которые также мешают восстановлению двусторонних связей.

В связи с этим участники «Мастерской будущего» выразили надежду, что такие проекты, как российско-немецкий форум «Петербургский диалог», сохранятся и продолжат свою работу, несмотря ни на что. Ведь это особенно важно в момент, когда все формальные контакты на государственном уровне сведены до минимума, а уровень взаимного доверия политиков стремится к нулю.

Иван Преображенский