Posted 24 апреля 2015,, 15:38

Published 24 апреля 2015,, 15:38

Modified 31 марта, 08:22

Updated 31 марта, 08:22

«Договор секретный, но никто обижен не будет»

24 апреля 2015, 15:38
Россия рассчитывает не только продать Китаю огромные объемы газа, но и получить от него львиную долю денег в «общую кассу» БРИКС. Вопрос лишь в том, чем придется платить за дружбу с восточным соседом.

Госдума ратифицировала в пятницу межправительственное соглашение о сотрудничестве между Россией и Китаем в сфере газовых поставок по «восточному маршруту». По большому счету, это технический документ, который оговаривает условия по проектированию, строительству и эксплуатации трансграничного участка газопровода «Сила Сибири». Так, одной из норм предусматривается освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин и сборов «разумное количество» предметов материально-технического назначения, которые будут ввозиться в обе страны для строительства и эксплуатации подводного газопровода через Амур.

Между тем, без ратификации этого соглашения невозможно вступление в силу заключенного в мае 2014 года договора между «Газпромом» и Китайской нефтегазовой корпорацией о поставках российского газа восточному соседу. Этот договор, напомним, вызвал немало шума, поскольку его подписание пришлось на фазу резкого обострения отношений между Россией и Западом из-за событий на Украине. В этот же момент российское руководство стало проявлять активный интерес к поиску геополитических союзников на Востоке, самым влиятельным из которых мог бы стать Китай.

Однако до сих пор неизвестна цена заключенного с Китаем газового контракта. Несмотря на настойчивые требования депутатов, озвучить ее отказался на заседании Госдумы и замминистра энергетики Юрий Сентюрин. «Это входит в понятие «коммерческая тайна». Цена отражена в договоре, там заложена формула, которая привязана к сырой нефти. Стоимость спрогнозирована на 30 лет, проект однозначно рентабельный и будет иметь серьезный бюджетный результат», - уверил замминистра.

Он также сообщил, что начало поставок газа в Китай намечено на 2019 год в объеме до 5 млрд кубометров в год. Затем они будут нарастать, и к 2024 году Россия планирует выйти уже на 38 млрд кубометров. Ресурсной базой для восточного маршрута станут Чаяндинское и Ковыктинское месторождения, добавил Сентюрин.

Тем не менее депутатов интересовал конкретный экономический эффект от газового сотрудничества с Китаем. «Когда окупится сделка?», - спросил коммунист Владимир Федоткин. На что замминистра ответил, что проект рассчитан «на очень длительную перспективу» и оценил возможный доход в сумму, «близкую к почти десятку триллионов рублей».

«Ложка дорога к обеду, а каким будет объем предоплаты от Китая, чтобы на эти деньги строить газопровод? И не получится ли так, что Китай откажется платить деньги, которые он обязался перечислять по этому секретному контракту? Что вы потом тогда будете делать с этим газопроводом?», - выдал череду вопросов либерал-демократ Максим Щепинов. Но на это Сентюрин отмахнулся общими словами, посоветовав депутату направить специальный запрос. Четко он лишь пообещал народным избранникам, что в результате газовой сделки «российский потребитель обижен не будет». По его словам, уровень газификации в прилегающих к газопроводу регионах возрастет на «десятки процентов», а также появятся новые заводы и тысячи рабочих мест. «Проект даст толчок для развития восточных регионов», - заверил замминистра.

При этом он сообщил, что уже в мае в Китай вылетит российская делегация для переговоров и по западному маршруту поставок российского газа через газопровод «Алтай». «Я надеюсь на их результативность», - сказал Сентюрин, после чего покинул стены Госдумы.

Депутаты же, взяв слово для выступлений, не стали подвергать сомнению российско-китайское энергетическое сотрудничество, а, напротив, выразили надежду на то, что оно создаст условия и для стратегического партнерства двух стран.

Тем более, что именно Китай станет основным денежным донором в пуле валютных резервов стран БРИКС, договор о создании которого Госдума ратифицировала в этот же день. Общий объем этого пула составит $100 млрд, из которых Китай внесет наибольший взнос в $41 млрд, а Россия - $18 млрд.

Резерв пригодится на случай проблем с долларовой ликвидностью, пояснили в правительстве. Доступ к деньгам будет зависеть от индивидуального мультипликатора, который предусмотрен для каждой страны. Так, для Китая он составит 0,5, а для России, Бразилии и Индии - 1, следует из документа.

Между тем, большую часть странового лимита - до 70% - нельзя будет использовать без наличия у государства стабилизационной программы, согласованной с МФВ. Несмотря на это, участие России в резервном пуле БРИКС станет важным фактором укрепления ее финансового суверенитета, убеждены Госдуме.

Хотя некоторые депутаты не исключают, что как раз из этого источника деньги России не потребуются. «Мы тут, скорее, не просители, а страна, которая протягивает руку помощи другим странам БРИКС», - предположил на заседании «эсер» Александр Тарнавский. Между тем, в Минфине призвали не рассматривать этот резерв «как кассу взаимопомощи или кредитную организацию». «Это ни то и ни другое. Просто в случае возникновения определенных обстоятельств страны дадут нуждающемуся государству денег в соответствии с заранее согласованной процедурой и условиями и по процентной ставке», - пояснил депутатам замминистра финансов Александр Сторчак.

Елена Земскова