Posted 28 апреля 2015,, 16:37

Published 28 апреля 2015,, 16:37

Modified 31 марта, 08:19

Updated 31 марта, 08:19

Анатомия слухов: схватка за влияние обостряется

28 апреля 2015, 16:37
Региональная политика в России становится все более важной. Похоже, что на фоне оскудения федерального бюджета и приближающихся больших выборов новая борьба с «губернаторской вольницей» ждать себя не заставит.

Одни губернаторы пытаются обособиться от Москвы, а других зовут в правительство, Рамзана Кадырова противопоставляют Алексею Кудрину, а конфликт между силовыми ведомствами только усиливается. Этими слухами жила политическая Москва в последние недели.

Главный прогноз минувшей недели, который уже прокомментировал даже лично Владимир Путин, гласит о том, что перестановки в правительстве и на уровне губернаторов отнюдь не закончены. Напомним, административная рокировка уже привела экс-губернатора Краснодарского края Александра Ткачева в кресло министра сельского хозяйства, а его предшественника Николая Федорова — в Кремль на пост советника Владимира Путина. Причем последний угодил туда практически случайно, поскольку надо было срочно освободить место для краснодарского руководителя, так что теперь ходят слухи, что еще до конца года из Кремля Федоров переедет в Совет Федерации - сенатором от Чувашии, которую он долгое время возглавлял.

При этом слухмейкеры утверждают, что назначение Ткачева это только начало. В Белый дом якобы могут въехать еще несколько региональных лидеров. Глава Воронежской области Алексей Гордеев лично опровергал такие слухи. Что касается челябинского губернатора Владимира Дубровского, то разговоры о его предстоящем приглашении в правительство на должность министра промышленности и торговли, которую сейчас занимает Денис Мантуров, пресек лично Владимир Путин. «Зачем его в правительство забирать? Недавно же назначили, пусть работает», – сказал глава государства журналистам.

Эти слова разрушили схему, которую уже несколько дней старательно формировали в СМИ пиарщики и политтехнологи. В соответствии с ней, федеральное правительство якобы должен был покинуть ближайший соратник Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович, а в его кабинет переселиться как раз Денис Мантуров.

Обещали и другие перестановки. Например, отставку министра природных ресурсов Сергея Донского и его переезд в Свердловскую область на место ее главы Евгения Куйвашева. Ну а в опустевший министерский кабинет якобы должна была перебраться нынешняя руководительница Ханты-Мансийского Наталья Комарова.

Конечно же, Владимир Путин не стал опровергать эту схему в целом, однако его заявление по Дубровскому явно свидетельствует о том, что Кремль не намерен заниматься «перетасовкой» губернаторов и министров во время подготовки к осенним региональным выборам. Исключение могут составить разве что те субъекты Федерации, где, как в Краснодарском крае, руководители сидят так крепко, что «выдернуть» их из кресла без формального повышения тяжело и даже небезопасно, особенно на фоне формирования достаточно отчетливой региональной «фронды», которая все активнее начинает критиковать федеральный центр.

Пока Москва сокращает финансирование регионов, губернаторы в ответ пытаются расширить круг своих полномочий. Ходят слухи, что арест сахалинского руководителя Александра Хорошавина региональные элиты напугал не так сильно, как на то рассчитывали московские силовики. Например, все чаще о своем несогласии с деятельностью федеральных органов власти (не Кремля, разумеется, но все же) стал заявлять тот же воронежский губернатор Алексей Гордеев. Он выступает за срочную реформу федеративных отношений и, в целом, всей исполнительной власти. Кроме того, он выступил в защиту воронежского Центра защиты прав СМИ, внесенного в список так называемых «иностранных агентов». А буквально на днях, что показательно, Гордеев вдруг заявил, что ближайшие несколько лет не планирует покидать свою должность.

О необходимости реформирования структур исполнительной власти, что интересно, говорит и губернатор Тульской области Владимир Груздев, в прошлом известный как совладелец торговой сети «Седьмой континент». Он даже предложил план реформ, который, как говорят эксперты, напоминает преобразования, проводившиеся в США в самом конце XIX века. Еще сразу несколько губернаторов неожиданно резко раскритиковали проект «Основ государственной политики регионального развития РФ», подготовленный недавно Минэкономразвития.

Ну а главным «бунтарем» прошедшей недели СМИ однозначно признали главу Чечни Рамзана Кадырова, который публично потребовал от силовиков из других регионов согласовывать с ним все операции на территории вверенного ему субъекта Федерации. Кадыров фактически вошел в конфликт с руководителем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, которому пришлось своим личным решением закрывать уголовное дело, возбужденное чеченским СК против коллег из Ставрополья.

Интересно, что на сторону Рамзана Кадырова через несколько дней неожиданно встал и руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он, вероятно, забыл, что сам смог стать реальным руководителем региона только после операции по задержанию мэра Махачкалы Саида Амирова, проведенной в Дагестане федеральными силовыми структурами без каких-либо согласований с местными органами. Недаром, наверное, как отмечает источник, близкий к администрации президента, Абдулатипов уже четверть века считается одним из главных экспертов по региональной и национальной политике, а значит, очень хорошо помнит так называемый «парад суверенитетов» начала 1990-х годов.

Впрочем, ходят слухи, что заявление Кадырова стоит рассматривать в свете конфликта между российскими силовыми ведомствами, в котором глава Чечни, как писала, например, «Новая газета», стоит якобы на стороне МВД, ну а Александр Бастрыкин, судя по его биографии, должен держать сторону спецслужб.

Как раз к 20-х числах апреля появились слухи о том, что одна из «башен Кремля» вознамерилась добиться отставки Бастрыкина и замены его на более «сурового» руководителя. И тут как раз возник конфликт с чеченскими правоохранительными органами. Ну и, наконец, сам глава СК неожиданно дал большое интервью «Российской газете», в котором постарался доказать собственную незаменимость на посту. Так что не исключено, что это все и не случайные совпадения. И тогда заявления Рамзана Кадырова никак не связаны с попыткой чеченских властей обособить республику от силовиков из других регионов России. Речь может идти об обычной административной схватке, где эффект «автономизации» Чечни, в котором обвиняют главу республики некоторые СМИ, лишь случайный, побочный по отношению к главной цели — приобретению преимущества в борьбе российских силовиков друг с другом.

Как бы то ни было, очевидно, что региональная политика в России становится все более важной. Недаром, вероятно, Госдума готовится предоставить правительству право просить Кремль об отставке того или иного губернатора за ненадлежащее исполнение полномочий. На фоне оскудения федерального бюджета, видимо, новая борьба с «региональной вольницей» не за горами.

Иван Преображенский