Posted 29 апреля 2015,, 14:51

Published 29 апреля 2015,, 14:51

Modified 31 марта, 08:18

Updated 31 марта, 08:18

России придется драться за право вето

29 апреля 2015, 14:51
Споры о реформе ООН неожиданно обострились. Камнем преткновения стала возможность блокировать решения Совета безопасности. Москва боится его потерять и ищет поддержку у возможных новых членов Совбеза, в который она передумала пускать Германию.

О необходимости скорейшего реформирования ООН, а главное, основного ее исполнительного органа — Совета Безопасности — на Западе заговорили практически одновременно с присоединением Крыма к России. Дело в том, что место в Совбезе позволило российским властям успешно блокировать любые направленные против их интересов решения.

Оппоненты России не могли провести ни одну резолюцию, даже обладая поддержкой абсолютного большинства постоянных и временных членов Совета безопасности, потому что Москве ничего не стоило наложить вето на любой подобный документ. Это привело к новому повороту в дискуссии о реформировании ООН, связанному с идеей отменить так называемое право вето.

Напомним, что обладают им сегодня исключительно пять постоянных членов Совбеза, они же страны-победительницы во Второй мировой войне и члены «ядерного клуба»: Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Еще десятка так называемых «непостоянных» членов избирается от разных региональных групп государств. Решение считается принятым только в случае, если совпадают мнения всех постоянных членов Совбеза (это положение и трактуется как пресловутое «право вето»). Исключение составляют, разумеется, только технические (процедурные) вопросы работы самого Совета безопасности.

Реформа ООН предполагает, в первую очередь, увеличение числа постоянных членов (возможно, отмену самого понятия непостоянного членства). На этом особенно жестко настаивают африканские и азиатские государства, которых поддерживает, прежде всего, Китай.

В конце апреля 2015 года в Индонезии на саммите глав государств Азии и Африки, посвященном 60-летию проведения первой Азиатско-Африканской конференции, было даже принято соответствующее коллективное заявление. «Мы, страны Азии и Африки, требуем реформы ООН для оптимального функционирования организации в качестве международного органа, который будет обеспечивать справедливость для всех наций», - заявили собравшиеся в Индонезии лидеры. Причем некоторые их них говорили о том, что реформа ООН давно перезрела, а атмосфера в мировой политике из-за этого становится «удушающей».

Это была не проходная «торжественная» конференция на уровне послов. Участниками встречи стали делегаты из около сотни государств, 28 из них были представлены на уровне лидеров стран, включая саму Индонезию, КНР, Японию, Иран, Таиланд, Вьетнам, Бруней, Мьянму и некоторые другие государства.

Для России же, которая рискует оказаться едва ли не в одиночестве перед огромной коалицией стран, «удушением» может стать сама реформа. Москва в теории понимает, что неизбежное расширение числа постоянных членов делает Совбез неработоспособной структурой, поскольку 15 странам очень трудно договариваться на основе консенсуса. Это показывает сегодня работа таких военно-политических альянсов как НАТО или наднациональных объединений как Евросоюз.

Однако потерять право вето, согласившись на принятие решений простым или квалифицированным (то есть более 50% или 75% голосов) большинством голосов, равносильно автоматическому введению против России международных санкций, аналогичных иранским.

Поэтому Москва выбирает промежуточную позицию. Она поддерживает предоставление постоянного членства небольшому количеству стран, включая, например, Бразилию и Индию, в расчете на их дружественное отношение. По крайней мере, эти страны в конце апреля называл глава МИД РФ Сергей Лавров.

Получение аналогичного статуса Германией, о чем ранее говорили некоторые российские представители, сейчас, на фоне европейских санкций, инициированных Берлином, выглядело бы странно. Ну и, наконец, Москва против того, чтобы ликвидировать принятие решений путем консенсуса. Скорее уже новые постоянные члены Совбеза могут остаться без так называемого «права вето».

Проблема в том, что такая реформа в принципе невозможна. Не только потому, что США или Великобритания хотят «уесть» Россию. Кроме нее самой, про нее мало кто думает. Зато новые члены Совбеза, кем бы они ни оказались, на неравные права со «старичками» явно не согласятся. Тем более, если это будут государства вроде Бразилии, Японии, ЮАР или Индии, чей экономический вес в современном мире не меньше российского.

Так что единственное, что может в сложившейся ситуации Кремль, это просто тормозить любую реформу ООН, какой бы ни была ее концепция. Понимая при этом, что это может ему стоить, в конце концов, отношений с ближайшими азиатскими и африканскими партнерами.

Иван Преображенский