Posted 30 апреля 2015,, 14:18

Published 30 апреля 2015,, 14:18

Modified 31 марта, 08:17

Updated 31 марта, 08:17

Наступление анонимного капитала

30 апреля 2015, 14:18
Газета «Ведомости» сменила совладельца. Это первый шаг в изгнании иностранцев с российского медиа-рынка, которое должно завершиться в начале 2016 года. Уже звучат опасения, что на место разных акционеров придет один — Кремль.

Финнский медиахолдинг Sanoma официально сообщил, что продал свою долю (33,3%) в газете «Ведомости», газету The Moscow Times, а также ряд так называемых «глянцевых» журналов бывшему гендиректору издательского дома «Коммерсантъ» Демьяну Кудрявцеву. В сообщении указано, что финны подписали договор о купле-продаже акций Delovoi Standard с компанией Ivania Ltd, которая принадлежит лично Кудрявцеву. Цена сделки, как пишут российские СМИ, могла составить до $8 млн, хотя, скорее всего, была несколько ниже этой суммы, поскольку общая стоимость издательского дома Independent Media, выпускающего «Ведомости», ранее оценивалась некоторыми участниками рынка в $14-16 млн.

Впрочем, главный вопрос, который беспокоит в связи с этой покупкой, связан не с ценой, а с происхождением средств, которые Демьян Кудрявцев пустил на приобретение самой влиятельной российской газеты, независимой от государства. Этим вопросом задается, например, первый главный редактор «Ведомостей» Леонид Бершидский. Он подчеркнул, что бизнес-модель газеты с первых дней ее существования строилась на том, что структура собственности была полностью открыта: владельцами были крупные международные медиа-холдинги, что снимало вопросы о возможной зависимости издания. В первую очередь, добавим, от политических и экономических групп внутри России.

«У Демьяна Кудрявцева нет денег покупать газеты и журналы. Поэтому ему надо объяснить, чьи деньги. Но он явно не собирается этого делать. Так что я склонен считать самый коммерчески удачный из проектов, в которых мне довелось принимать участие, близким к завершению», - написал Леонид Бершидский в своем «Фейсбуке».

Курдявцев, правда, утверждает, что другим акционерам «Ведомостей» (американской группе Dow Jones и британской Financial Times), а равно и финской Sanoma известны люди или юридические лица, снабдившие его деньгами, необходимыми для осуществления этой сделки. Но это мало что меняет, поскольку личности этих друзей-инвесторов при этом не раскрываются.

Мало того, уже ходят слухи, что британским и американским акционерам (которые вообще-то замыкаются на одну персону — медиа-магната Руперта Мердока) уже сделано предложение о выкупе их долей в издании. Некоторые эксперты по рынку СМИ даже предполагают, что англосаксы уже продали свои акции. С учетом того, что речь идет о сложной офшорной схеме владения, поменять хозяев «Ведомости» могли таким образом, что без специального расследования в России об этом никто и не узнает.

По крайней мере, до тех пор, пока не вступит в силу закон, запрещающий иностранцам, зарубежным юрлицам, а также российским гражданам, имеющим второе гражданство, учреждать, управлять или владеть средствами массовой информации. Окончательно запрет должен заработать к началу второго квартала 2016 года. К этому сроку все медиа, собственниками которых были иностранцы, должны или сменить владельцев и уведомить об этом российские власти, или же попросту закрыться.

Под действие этих поправок, как известно, попадают не только «Ведомости», но и значительная часть зарегистрированных в России телеканалов. По крайней мере, тех, кто честно стремился вести бизнес на российской территории, а не только вещать для российского населения из-за границы, не привлекая российскую рекламу и обходя требования российского законодательства. Это касается, например, телеканалов СТС и «Дисней», а также десятков других, преимущественно спутниковых и кабельных.

Все эти медиа должны будут сменить собственников на российских. Причем покупатели, что интересно, стали приблизительно известны еще в период ускоренного обсуждения и принятия закона. Это крупнейшие медиахолдинги, близкие к Кремлю. В числе возможных инвесторов есть, конечно, еще РБК миллиардера Михаила Прохорова, а также несколько коммерческих российских холдингов второго ряда. Но тут, даже если они выступят покупателями, нет ясности, в чьих интересах будет проведена сделка.

В России, к сожалению, сложились богатые традиции покупки СМИ подставными лицами с целью их последующей перепродажи конечным собственникам, приближенным к власти. Так, кстати, было с тем же издательским холдингом «Коммерсантъ», генеральным директором которого Демьян Кудрявцев стал в свое время по воле главного на тот момент акционера — Бориса Березовского. В 1999 году самый тогда авторитетный в России независимый издательский дом купил никому не известный иностранный инвестор, который утверждал, что у него большие планы по развитию этого бизнеса. Но кто сегодня помнит человека по имени Киа Джурабчиан? Никто, потому что буквально через несколько месяцев «Коммерсантъ» перешел к Борису Березовскому, близкому на тот момент к Кремлю.

То же самое, предположительно, грозит и «Ведомостям». По крайней мере, до тех пор, пока не появится ясность с американской и британской долями акций (которые все равно должны быть проданы до конца первого квартала 2016 года). А также с личностями тех, кто проспонсировал покупку Демьяном Кудрявцевым трети главной деловой газеты страны.

При этом не стоит забывать, что для коммерческих неполитизированных телеканалов, вроде «Диснея» или СТС, речь идет просто о стремлении близких к Кремлю медиа-холдингов «поглотить» конкурентов и получить больше рекламы. А вот в случае с «Ведомостями», чей главный капитал — репутация одного из последних относительно независимых от Кремля изданий, при смене собственника речь может уже пойти о том, сохранится ли газета вообще.

Иван Преображенский