Posted 1 июня 2015,, 16:16

Published 1 июня 2015,, 16:16

Modified 31 марта, 07:51

Updated 31 марта, 07:51

Тайное оружие против ЕС

1 июня 2015, 16:16
Главные враги России внутри Евросоюза, наконец, стали известны. В СМИ попал список западных политических деятелей, которым запрещен въезд в нашу страну. Этот документ уже вызвал скандал и в европейских столицах, и в Москве.

Предыстория вопроса такова. После присоединения Россией Крыма против ряда российских и украинских (из рядов бывшей власти) граждан Евросоюзом и США были введены персональные санкции. В ответ Россия начала вводить свои. Как напоминает пресс-служба Европейской комиссии, «за последние месяцы нескольким политикам ЕС было отказано во въезде на российской границе», а когда за этим следовали официальные протесты, «власти России обосновывали эти отказы, ссылаясь на то, что данные лица включены в конфиденциальный «стоп-лист». Как следствие, европейские дипломаты неоднократно просили: «Огласите весь список, пожалуйста!»

Наконец, после того как недавно из Москвы был депортирован депутат немецкого Бундестага Карл-Георг Вельман, прилетевший по приглашению главы комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева и помощника президента РФ Сергея Глазьева (подробнее об этом читайте здесь), российский МИД неожиданно смилостивился и предал список европейским посольствам. Оттуда он, разумеется, мгновенно просочился в интернет, соцсети и прессу.

Причем нельзя исключать, что обнародован список был, в том числе, для того, чтобы в неудобные ситуации больше не попадали и люди вроде Косачева и Глазьева. Они, судя по всему, также не были осведомлены о том, кому из западных партнеров дозволено ступать ногой на российскую землю, а кому нет, а потому по незнанию могли пригласить «неугодного» зарубежного политика, который неизбежно был бы «развернут» в российском аэропорту. Что, собственно, и произошло с Вельманом.

Итак, список из 89 фамилий был передан российскими властями зарубежным дипломатам. И сразу вызвал протесты и критику. Европейцы указывают, что вводя свои персональные санкции против россиян, они не просто обсуждали каждую кандидатуру, но и публично объясняли в связи с чем и за что именно каждый конкретный персонаж попал в перечень невъездных в ЕС. Россияне же никакой мотивации не предоставили и делать этого не собираются.

«У нас нет никакой информации о правовой основе, критериях и процедуре этого решения. Мы считаем эту меру совершенно произвольной и необоснованной, особенно в связи с отсутствием каких-либо дополнительных разъяснений и прозрачности», - говорится в заявлении пресс-службы ЕС. Аналогичные послания последовали еще от нескольких стран.

Несмотря на то, что список был передан зарубежным дипломатам, он не был опубликован в России. И вряд ли будет. Попытка оппозиционного депутата Госдумы Дмитрия Гудкова добиться от МИД РФ обнародования документа и хоть какой-то внятного объяснения критериев, на основании которых он составлялся, натолкнулась на категорическое нежелание дипломатического ведомства информировать народного избранника о своей деятельности по защите интересов России за рубежом.

«Проявлял ли он такую активность, когда страны Евросоюза составляли свои «черные списки», и писал ли он какие-то критические или, может быть, объективные письма руководству стран ЕС с просьбой прекратить заниматься составлением стоп-листов в отношении российских граждан? Наверное, он это сделал, но, к сожалению, почему-то никому об этом не известно», - отметила заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова в интервью радиостанции «Говорит Москва». Дмитрию Гудкову реакция российских дипломатов показалась «странной», о чем он и написал в своем «твиттере».

Впрочем, усилия депутата касаются лишь формальной стороны вопроса. Неофициально имена всех 89 невъездных в Россию европейцев давно известны. Первой, с большим отрывом, идет Польша, которую в списке представляют сразу 17 политиков. Скорее всего, по совокупности современных и исторических противоречий с поляками, нежели по причине их реального политического веса внутри ЕС или в деле принятия персональных санкций против отдельных российских политиков, чиновников и бизнесменов. У Великобритании второе место с большим отрывом - только девять человек. Зато каких: в список включили даже главу контрразведки MI5.

Третье место делят Германия и Эстония (по восемь человек). Тут уж точно речь не идет о каком-то влиянии Таллина на решения, принимаемые Евросоюзом. Скорее кто-то из составителей списка непосредственно отвечал за прибалтийское направление. Выходцев из этого региона в принципе в списке непропорционально много (семеро представителей Литвы и пятеро - Латвии).

Зато причина «внимательного» отношения к Германии ясна. В Берлине могут сколько угодно возмущаться и заявлять (как там и делают), что «включенные в «черный список» граждане ФРГ имеют право знать основания, на которых им запрещен въезд в Россию». Причина же очевидна даже самому младшему клерку немецкого внешнеполитического ведомства: это позиция Германии по санкциям как против отдельных российских деятелей, так и против российской экономики в целом.

При этом про обоснованность внесения в список конкретных немецких политиков говорить не приходится. У тех, кто знаком с немецкой политикой в отношении России и постсоветского пространства, создается впечатление, что невъездными оказались во многом случайные люди.

Какие еще страны попали в список? Швеция (семь человек), Румыния (пятеро), Франция, Чехия и Дания (по четыре человека), Нидерланды (трое), по двое бельгийцев и испанцев, ну а от Болгарии, Греции и Финляндии всего по одному человеку.

Кто же внутри ЕС, по мнению российских властей, не угрожает безопасности РФ, и чьих граждан запреты не коснулись? Это Австрия, Андорра, Венгрия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Ирландия, Италия, Словакия, Словения и Хорватия. Можно не считать Ватикан - ведь он не член ЕС и, по той же самой причине, Швейцарию, Исландию и Норвегию, хотя они и вводили санкции против России.

Если полагать, что список полный, то по нему можно было бы судить о сложности отношений России с той или иной страной Евросоюза. При условии, правда, что документ действительно каким-то образом исходит из условных национальных интересов страны. Однако в целом, судя по тому, кто в него угодил, можно предположить, что составлялся он отдельными ведомственными лоббистами.

Так что этот документ можно попросту считать памятной надписью над могилой российской дипломатии, которая в последние годы шаг за шагом из профессиональной службы превращалась в еще одну, причем не самую эффективную, пропагандистскую машину из кремлевского гаража.

Иван Преображенский