Posted 4 июня 2015,, 15:01

Published 4 июня 2015,, 15:01

Modified 31 января, 04:45

Updated 31 января, 04:45

Саммит без надежды на компромисс

4 июня 2015, 15:01
Встреча лидеров стран «большой семерки» в Баварии еще туже затянет узел противоречий между Западом и Россией по украинскому вопросу. Но рубить его, решившись на резкие шаги, никто еще пока не готов, полагают эксперты.

Очередной саммит стран «большой семерки», в число которых входят США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Япония, состоится 7–8 июня в замке Эльмау в баварских Альпах. Россию, как известно, туда не пригласили. При этом «хозяйка» встречи - канцлер ФРГ Ангела Меркель уже дала понять, что украинский вопрос, который, по сообщениям СМИ, лидеры наиболее развитых государств Запада изначально вроде бы собирались обсуждать только в кулуарах, все же станет одной из центральных тем в повестке дня.

Характерно, что накануне встречи в верхах Меркель намеренно коснулась вопроса, которого западные лидеры в последнее время старательно обходили. Речь о присоединении Крыма к России. Канцлер подчеркнуто назвала его «аннексией» и поставила на первое место в числе угроз мировой безопасности - впереди вируса Эбола и «Исламского государства».

На этот демарш тут же отреагировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который заявил, что это была не аннексия, а «воссоединение». При этом главной угрозой мировому порядку, по словам представителя Кремля, стал не процесс перехода Крыма под юрисдикцию России, а «благословение Запада на насильственную смену власти на Украине».
Дипломатические перепалки в последнее время характерны тем, что ни одна из сторон не хочет оставлять последнее слово за оппонентом. Так произошло и на этот раз – в Берлине поспешили уточнить, что Меркель ничуть не ошиблась в формулировках. «Совершенно очевидно, что нет никаких оснований рассматривать это событие (присоединение Крыма) иначе, чем мы это делаем с весны 2014 года: это - аннексия, нарушающая нормы международного права», — заявил официальный представитель германского правительства Штефан Зайберт.

Именно на таком фоне, на первый взгляд, не оставляющем никакого пространства для компромисса, странам «семерки» придется решать, как им дальше выстраивать отношения с Россией. При этом в рядах самого «элитного клуба» мировых держав удалось сохранить дисциплину и единомыслие. Попытки Японии, которая, как ранее казалось, ищет в России еще одного союзника в противостоянии Китаю сгладить острые углы и отказаться от риторики, раздражающей Москву, ни к чему не привели. Токио целиком поддержит коллег по G7 в украинском вопросе. Лишнее свидетельство тому – визит японского премьера Синдзо Абэ в Киев, который состоится прямо накануне саммита в Баварии.

Эксперты, которых обозреватель «Росбалта» попросил спрогнозировать, каким образом на России могут отразиться решения, которые будут приняты в замке Эльмау, сходятся во мнении, что ничего кардинального Запад пока предпринимать не станет. А стало быть, и позиция России также останется неизменной и дело обойдется без резких ответных шагов.

Однако политолог Алексей Макаркин отметил, что Россия все же воспринимает «семерку» в качестве своего противника. «Ее на заседание G7 не позвали, и звать не собираются», а стало быть, и решения, которые будут приняты в Эльмау, на российскую позицию в украинском вопросе не повлияют. Любая критика в адрес России воспринимается в Москве как глубоко ангажированная и несправедливая», - сказал эксперт.

«Для «семерки» есть какая-то «красная черта», которую нельзя переступать. Например, такой чертой считают Мариуполь, а вот та же Марьинка, за которую 3 июня начались бои, в эту «красную черту» не входит. Раз так, то, считается, что черта не пройдена», - говорит Макаркин.

При этом эксперт выразил сомнение насчет того, что в Баварии могут быть достигнуты договоренности о введении новых санкций против России. «США и Канада могут сказать, что надо бы подумать на эту тему, а руководители Германии и Франции ответят, что есть шанс сохранить какой-то компромисс и не надо лишний раз раздражать Москву», - предполагает он.

В итоге, как прогнозирует Макаркин, скорее всего, лидеры G7 договорятся в Баварии, что «нынешние санкции против России надо сохранить до того момента, когда Украина когда-нибудь установит контроль над своей границей в полном объеме, а новые санкции вводить не надо».

Риторика лидеров стран G7 в отношении России ужесточится, но дальше деклараций дело не пойдет, полагает политолог Андрей Пионтковский. «Семерка» не принимает решений, она подписывает декларации», - напомнил эксперт.

«G7, конечно, обсудит ситуацию с Крымом и Донбассом, но не будет двигаться ни в сторону ужесточения санкций против России, ни с сторону их смягчения, потому что вопрос с санкциями должен по регламенту решать Европейский Союз», - сказал Пионтковский. Он также напомнил, что введенные Западом санкции действуют до июля, после чего ЕС рассмотрит вопрос, что с ними делать дальше — продлевать или смягчать. «Такой опции, как отменять, здесь нет», - полагает эксперт, по словам которого решение о введении новых санкций против России может быть принято на июльском саммите Евросоюза.

На саммите в Баварии позиция России по Украине, видимо, будет комментироваться достаточно резко, возможно даже, что критика этой позиции найдет свое отражение в итоговом документе встречи, предполагает Пионтковский. В частности, по его словам, в декларации может найтись место словам о «незаконности аннексии Крыма» (что уже фактически анонсировала Меркель).

Решения «семерки» в Баварии могут повлиять на позицию России по Украине только в той степени, в которой это было бы приемлемо для самой РФ. Так считает руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

По его словам, это касается и присоединения Крыма к России. Арбатов полагает, что в качестве варианта компромисса «семерка» могла бы рассмотреть эту тему под углом легализации присоединения Крыма путем проведения на полуострове нового референдума под международным контролем. По его словам, «хотя это и противоречит позиции РФ, которая считает, что дело сделано, это стало бы шагом к смягчению напряженности». «И даже если этот вопрос будет отложен до какого-то неопределенного будущего, он перестанет быть камнем преткновения в наших отношениях», - считает Арбатов.

Другое дело – ситуация в Донбассе. «Здесь даже встреча контактной группы с участием членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не дала результатов. Не выполнено в полной мере даже первое условие прекращения огня — отвод тяжелых вооружений», - напоминает эксперт.

По мнению Арбатова, здесь «семерка» должна «проявить гибкость, инициативу и выйти к России с конкретными предложениями». С тем, по его мнению, чтобы и участники «нормандской четверки» со стороны Запада (Германия и Франция), и Соединенные Штаты, и Россия, «как страны внешние по отношению к этому конфликту, сыграли свою роль не просто в качестве посредников, а в качестве активных участников продвижения в жизнь Минских договоренностей». Без соблюдения которых, по выражению эксперта, «все остальное стоит в тупике, причем не только на Украине, но и во всем мире».

Эту тему затронул и Алексей Макаркин, напомнив о такой глобальной проблеме, как экспансия «Исламского государства», по отношению к которой у РФ и Запада вроде бы сложилось общее мнение. Однако, как считает эксперт, это лишь внешнее впечатление. Россия и страны «большой семерки» вряд ли смогут договориться о совместном противостоянии «Исламскому государству» в ближайшее время, полагает он.

«Во-первых, Россия возлагает ответственность за ситуацию на Ближнем Востоке на США и Запад в целом, поскольку они, по российской версии, расшатали ее в этом регионе. Во-вторых, существует проблема Башара Асада (президента Сирии), которого Москва предлагает в качестве союзника против «Исламского государства», в то время как для Запада опора на Асада неприемлема», - отмечает Макаркин.

«К тому же, американцы считают, что надо помогать умеренной оппозиции в Сирии, а в России уверены, что оружие, которое она получает от Запада, в конце концов, попадет в руки «Исламского государства», а также, что умеренная сирийская оппозиция отвлекает войска Асада от борьбы с ИГ», - говорит политолог.

Поэтому, делает вывод он, даже в этом вопросе, где у России и Запада, казалось бы, имеются близкие подходы и сотрудничество между ними возможно, на практике «семерка» вряд ли сможет выйти на такой формат, который позволит присоединиться к нему России.

Александр Желенин