Posted 10 июня 2015,, 15:07

Published 10 июня 2015,, 15:07

Modified 31 марта, 07:42

Updated 31 марта, 07:42

Украина: шанс на единую церковь

10 июня 2015, 15:07
Две неканонические православные украинские церкви - Автокефальная и Киевского патриархата – заявили о решении объединиться. Однако о духовном прорыве здесь говорить не приходится, налицо ярко выраженный политический проект.

Светские власти в Киеве долгие годы твердили, что Украине нужна единая православная церковь, чей статус признавался бы единоверцами по всему миру. Сейчас формально такой шанс есть: в 2016 году должен состояться первый за полстолетия Всеправославный собор. Он мог бы теоретически признать автокефалию, то есть, независимость Украинской православной церкви, если бы на Украине уже существовала единая религиозная организация и ее признавала бы Русская православная церковь. Однако ни то, ни другое не все же не реализуется в течение года, оставшегося до Всеправославного собора.

На сегодня ситуация такова. На Украине действуют три крупные православные церкви. Первая по величине — каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), признаваемая Константинопольским патриархом и другими православными церквями. Вторая — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), которая откололась в начале 1990-х годов и всегда пользовалась негласной поддержкой украинских президентов, начиная с Леонида Кравчука и заканчивая Виктором Ющенко. Нынешний глава украинского государства Петр Порошенко долгое время считался прихожанином УПЦ МП, однако последнее время его часто видят в храмах, признающих киевского «патриарха» Филарета (Денисенко).

Наконец, последняя, самая маленькая церковь - Украинская автокефальная православная (УАПЦ), представленная в основном в трех областях страны. Есть, разумеется, еще украинские греко-католики, сохраняющие православный обряд. Но они признают своим главой Папу Римского, так что, собственно, к православным церквям отношения не имеют.

Из трех православных церквей каждая постоянно ведет переговоры с двумя другими о возможности слияния. УПЦ МП упирает на свой статус «канонической» церкви, однако ее слабость в том, что она подчиняется формально Московскому патриарху. На фоне военных действий на Украине и присоединения Россией Крыма, влияние УПЦ МП на украинских верующих резко снизилось, потому что они считают, что московский патриарх Кирилл занял отнюдь не нейтральную позицию в российско-украинском военном и политическом конфликте. Не помогли даже вполне однозначные призывы нынешнего главы УПЦ МП -митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) молиться за украинское воинство.

Тем не менее, именно позиции канонической православной церкви выглядят наиболее предпочтительными, когда речь заходит о создании полностью независимой от московского патриарха украинской автокефалии. То есть, церковного самоуправления. Если бы две меньшие по численности и раскольнические, с точки зрения церковного права, церкви присоединились к УПЦ МП, она вполне могла бы, вероятно, добиться на Всеправославном соборе признания своей автокефалии и поддержки со стороны Константинопольского («Вселенского») патриарха Варфоломея I, как бы он ни опасался конфликта с Русской православной церковью.

Однако проект объединения УПЦ МП и УПЦ КП, ранее в общих чертах согласованный, с началом украинского кризиса практически «завис». Зато активизировались переговоры Киевского патриархата с Автокефальной церковью. Объединившись, они смогут довести численность своих приходов, то есть, общин верующих, приблизительно до 7 тысяч, что будет составлять, приблизительно, три четверти от численности приходов УПЦ МП.

Есть, правда, и немало проблем, которые этому объединению могут помешать. В УАПЦ считают, что в нынешнем варианте речь идет, скорее, об их поглощении Киевским патриархатом. Руководству УАПЦ предлагается лишь несколько епископских кафедр, а основной массе священников и прихожан предстоит просто влиться в ряды УПЦ КП, а главное, подчинится ее главе - Филарету (анафемствованному Московским патриархатом), чья репутация остается весьма спорной среди православных верующих на Украине.

В связи с этим УАПЦ буквально месяц избрала назад своим предстоятелем митрополита Макария (Малетича) и выдвинула требование проведения собора и прямых выборов нового киевского патриарха. Если «демократическим большинством» вновь будет избран престарелый Филарет, то в УАПЦ готовы на это согласиться. Но сам киевский патриарх, похоже, опасается прямых выборов, хотя бы потому, что лично не пользуется такой уж большой популярностью и вряд ли сможет опереться, как в прежние годы, на поддержку светских властей. Окружение президента Порошенко наверняка предпочтет какую-то менее скандальную фигуру, вокруг которой можно будет потом пытаться объединить всех украинских православных, включая и прихожан УПЦ МП.

Так что обещание уже в середине сентября объединить две из трех крупных православных церквей Украины может остаться только на бумаге, в виде декларации. Если же им все же удастся договориться, а также заменить Филарета на менее спорную фигуру, то это, наверняка, серьезно осложнит положение УПЦ МП. Ей будет противостоять практически равная сила, и количество «отпадений» приходов в пользу обновленного киевского патриархата наверняка увеличится.

Однако главную проблему — получение признания со стороны других православных церквей и Константинопольского патриархата, слияние УАПЦ и УПЦ КП вряд ли решит. Назначенный на весну 2016 года Всеправославный собор явно не станет рассматривать вопрос об автокефалии украинского православия. Так что даже при самом удачном стечении обстоятельств проблема единства украинской православной церкви останется нерешенной.

Если только не вмешаются светские власти, например, просто не запретят деятельность УПЦ МП из-за нового обострения российско-украинских отношений (например, возобновления полномасштабных военных действий на Донбассе или размораживания приднестровского конфликта).

Однако портить отношения с какими-либо верующими сегодняшним украинским светским властям совсем не с руки, ведь даже небольшое изменение баланса сил может привести к падению нынешнего правительства и даже попыткам отправить в отставку президента Порошенко.

Иван Преображенский