Posted 22 июня 2015,, 17:32

Published 22 июня 2015,, 17:32

Modified 31 марта, 07:32

Updated 31 марта, 07:32

«Дело идет к разрыву»

22 июня 2015, 17:32
На фоне арестов российской собственности за рубежом выход нашей страны из Совета Европы, чтобы не исполнять решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа, уже никого не удивит, признают эксперты. Итогом может стать экономическая и финансовая война.

События вокруг решений двух европейских инстанций: Третейского арбитражного суда в Гааге, обязавшего Российскую Федерацию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа около 50 млрд долларов за ущерб, причиненный принудительным банкротством компании, а также Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о компенсациях бывшим ее акционерам более 1,8 млрд евро, разрастаются как снежный ком.

Москва не хочет платить по этим искам. «Достаточно спорными» назвал их помощник президента РФ Андрей Белоусов, а сам Владимир Путин на днях заявил, что Россия вообще не признает юрисдикцию Гаагского арбитражного суда. Тем временем в Бельгии, Франции и Австрии начались аресты российских активов по искам бывших акционеров ЮКОСа. Москва, как это принято, готовит свои «ответные меры».

К чему может привести столь острый конфликт? Если с Гаагой позиция понятна – Россия имеет доводы, чтобы оспаривать компетенцию этого арбитража, то с ЕСПЧ ситуация сложнее. Фактически, не исполнять решения этого суда можно только выйдя из Совета Европы, органом которого является ЕСПЧ.

Мнения экспертов, опрошенных обозревателем «Росбалта» на эту тему, сходятся в том, что подобный сценарий, который ранее представлялся нереальным, теперь вовсе не исключен.

Отказ России платить компенсации бывшим акционерам компании ЮКОС по решениям Гаагского арбитража и ЕСПЧ, судя по всему, действительно означает готовность России выйти из Совета Европы. Такое мнение «Росбалту» высказал политолог Андрей Пионтковский.

Ключевым в разрешении этой ситуации может стать предстоящее 1 июля заседание Конституционного суда России, отметил эксперт. Пионтковский полагает, что, скорее всего, КС РФ проголосует против исполнения решения ЕСПЧ, обязывающего Российскую Федерацию выплатить более 1,8 миллиарда евро бывшим миноритарным акционерам ЮКОСа. Фактически, считает политолог, это будет означать выход России из Совета Европы. «Все идет к разрыву», - говорит он.

«Собственно, господин Зорькин (председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, - «Росбалт») давно призывал к тому, чтобы мы не исполняли эти решения», - напомнил эксперт.

Утверждения о том, что России такой шаг навязывает кто-то извне, Пионтковский назвал «демагогией». «Все, что принято Европейским судом, Советом Европы, до тех пор, пока Россия остается членом этой организации, является российским законодательством», - отмечает он.

«Интересно отметить, что инициатором и основным драйвером этой ситуации выступает не исполнительная или законодательная, а судебная ветвь власти России в лице Конституционного суда и его председателя», - констатировал политолог.

Ситуация с отказом России исполнять решения европейских судов и, связанная с этим, волна арестов российской недвижимости и счетов российских государственных компаний в ряде европейских стран, по сути, означают втягивание Европы и России в экономическую войну друг с другом. Такое мнение «Росбалту» высказал ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко.

«Совокупность всех этих факторов говорит о некой экономической и финансовой войне. По крайней мере, о противостоянии на грани войны», - отметил он. «При таком противостоянии уже трудно говорить о каких-то правовых нормах. Каждый будет использовать те рычаги, которые у него имеются. Страны ЕС уже начали их использовать», - добавил эксперт.

«Думаю, что нынешняя российская администрация даже не будет ставить вопрос о том, чтобы платить какие-то долги по делу ЮКОСа», - прогнозирует Мироненко. По его мнению, это только один из элементов, нарастающей политической и экономической конфронтации между Европой и РФ.

По словам эксперта, возможный в такой ситуации выход России из Совета Европы приведет к сокращению и без того не столь уж больших возможностей российских граждан подавать иски против действий своей власти. «У нас и так отношения граждан со своим правительством весьма односторонние — право всегда правительство. А так люди лишатся даже такой возможности, которую давал ЕСПЧ», - говорит он.

«Если Россия останется в Совете Европы, я не удивлюсь. Так же, как не удивлюсь, если она из него выйдет. Весь вопрос, когда она туда вернется и на каких основаниях», - говорит Малашенко.

«Пока все это производит очень неприятное впечатление. Кто-то должен уступить, но никто уступать не собирается», - констатировал эксперт.

Александр Желенин