Posted 29 июня 2015,, 13:09

Published 29 июня 2015,, 13:09

Modified 31 марта, 07:26

Updated 31 марта, 07:26

Греция в сантиметрах от пропасти

29 июня 2015, 13:09
Правительство Алексиса Ципраса, решив провести референдум по долгам Евросоюзу с заранее хорошо известным результатом, тем самым пытается уйти от ответственности за дефолт и возможный выход своей страны из еврозоны.

Власти Греции заперли своих сограждан в рамках национальной платежной системы. От евро, как платежного средства, пока никто не отказывается и драхму не вводит (хотя купюры и монеты были весьма красивые, некоторые даже с дырочкой). Вместо этого правительство Греции объявило о приостановлении работы банков и фондового рынка страны до 6 июля. Понедельник - вообще день тишины. А со вторника будут открыты банкоматы для снятия наличности – но лимит установлен лишь в 60 евро ежедневно. Также прекращены любые онлайн-платежи за рубеж.

Эти меры, правда, касаются только граждан Греции и греческих налоговых резидентов. Правительство Алексиса Ципраса отдельно уточняет, что туристам греческая борьба с Евросоюзом не повредит. «Все, кто посещает или собирается посетить Грецию, должны быть проинформированы о том, что меры, введенные правительством Греции по контролю капитала, не распространяются на тех, кто желает совершать транзакции или снятие наличных через банкомат с использованием кредитной или денежной карты, выпущенной в стране их происхождения», - говорится в официальном заявлении кабинета министров Греции, состоящего из представителей крайне левой партии «Сириза» и «правых» евроскептиков, поддерживающих, кстати, дружеские отношения с российскими «евразийцами».

Европейцев, впрочем, эти заверения не убеждают. Все понимают, что как только банкоматы начнут работать, многочисленные греческие семейства устремятся снимать максимально допустимые суммы денег и очень быстро опустошат запасы наличности. Ведь известно, что в ожидании неизбежных ограничений греки скупали за наличные (а отнюдь не банковскими платежами) товары класса люкс. Например, в мае в предбанкротной Греции почти на 70% выросли продажи автомобилей марки Mercedes. То же касается и недвижимости.

Так что не удивительно, что министерство иностранных дел Германии рекомендует немцам, выезжающим в Грецию, иметь при себе достаточное количество наличных. В обновленной памятке для отправляющихся за границу уточняется, что при получении денег в греческих банках и банкоматах, вероятно, придется очень долго ждать, а может и вовсе не хватить купюр. С аналогичным предупреждением выступило и голландское внешнеполитическое ведомство.

Чешские СМИ просто публикуют фотографии очередей, выстроившихся к греческим банкоматам, и сообщают, что греки заявляют о своей ненависти к нынешнему правительству. Ну а европейские туроператоры предусмотрительно предупреждают: выход Греции из зоны евро не будет достаточным основанием для аннулирования ранее забронированных путевок для поездки в Элладу. Это не «обстоятельство непреодолимой силы», сдать билеты и отказаться от брони в гостинице без штрафов не получится.

Стоит коротко напомнить, что причина нынешних баталий вокруг финансовой системы Греции заключается в том, что эта страна долгое время фальсифицировала свою бюджетную отчетность, вводя в заблуждение партнеров по ЕС. Когда это выяснилось, греки оказались фактически банкротами. Для спасения их финансовой системы ЕС, Международный валютный фонд (МВФ) и другие организации выделяли стране десятки миллиардов евро. Сформировавшийся долг, а также старые кредиты надо обслуживать и отдавать. В частности, Греции необходимо до 30 июня выплатить МВФ 1,6 миллиарда евро.

Денег в стране нет, так что ей грозит дефолт, после которого может начаться процесс выхода Греции из еврозоны, если она не получит заблокированный транш в размере 7,2 млрд евро из второго пакета финансовой помощи.

Однако нынешнее правительство страны, состоящее из радикалов, пришло к власти на обещании приостановить выплату внешнего долга ради сохранения всех социальных обязательств государства перед гражданами. Поэтому платить долги на условиях Еврокомиссии, Европейского Центробанка и МВФ кабинет Алексиса Ципраса отказывается.

Вместо этого премьер-министр Греции объявил о проведении 5 июля референдума, на котором судьба «плана строгой экономики», предлагаемого кредиторами, должна быть решена волей большинства. Которое, как все понимают, откажется сокращать свои расходы ради выплаты внешних долгов. Это приведет к выводу Греции из зоны евро уже в принудительном порядке и объявлении ее банкротом. При этом денег на выплаты по социальным обязательствам у греческого правительства от этого больше не станет. Зато на любую критику со стороны населения оно сможет отвечать, что такова была «воля народа», высказанная на референдуме. То есть, Алексис Ципрас снимет с себя всякую ответственность.

Партнерам Греции по валютному союзу, где платежным средством является евро, тоже придется несладко. Уже по итогам решений греческого правительства в выходные мировые финансовые рынки в понедельник серьезно лихорадило. Рекордный обвал произошел на Токийской фондовой бирже. Падали, в первую очередь, акции тех фирм, которые работают на европейский рынок. Европейские биржи также показывают худшие показатели с 2011 года. Просел и российский индекс ММВБ, вопреки традиционно успокоительным заявлениям представителей правительства о том, что греческий кризис нашу страну затронет незначительно, что бы ни случилось.
Впрочем, курс евро, пошедший вначале резко вниз, затем выровнялся и потерял не так много, как ожидалось. Вероятно, финансовые рынки долгими разговорами о греческих долгах были психологически готовы почти ко всему, включая даже и непосредственно исключение Греции из зоны евро. Возможно также, что финансисты продолжают надеяться на способность евробюрократии к компромиссу.

Тем более, что еврокомиссар по экономике и финансовым делам Пьер Московиси уверяет, что до достижения соглашения по Греции «остается несколько сантиметров». Хотя никто сегодня, наверное, не сможет уверенно сказать, хватит ли целой жизни Московиси и других нынешних переговорщиков, чтобы эти жалкие «несколько сантиметров» пройти до конца.

Иван Преображенский