Posted 2 июля 2015,, 22:01

Published 2 июля 2015,, 22:01

Modified 31 марта, 07:22

Updated 31 марта, 07:22

Зачем Путин «обнулил» губернаторов

2 июля 2015, 22:01
Закон, согласно которому глава субъекта Федерации может избираться не более, чем на пять лет и только на два срока, нужен, чтобы местные руководители не укоренялись и не становились хозяевами своих регионов, полагают эксперты.

Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому глава субъекта Федерации не может избираться на срок более пяти лет, а число таких сроков не может быть более двух. При этом все предыдущие сроки обнуляются, а общее время исполнения полномочий главой региона не может превышать 10 лет. Интересно, что отсчет новых губернаторских сроков начинается задним числом - с 2012 года, когда губернаторов в России снова решили выбирать.

Идея хоть как-то ограничить время пребывания тех или иных руководителей на своих постах, конечно, не может не радовать, но в данном случае, заметим, что ряд региональных патриархов, вроде губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, который бессменно управляет своим регионом с 1997 года, к 2022 году будет составлять уже более четверти века.

Кроме того, учитывая, что почти никто из экспертов не сомневается, что Владимир Путин будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в 2018 году (или несколько ранее этого срока) и планирует пробыть в президентском кресле не менее, чем до 2024 года, этот закон можно рассматривать и под другим углом. Не как ограничитель сроков губернаторов, а как продление полномочий «региональной гвардии» президента.

Как бы то ни было, мнения экспертов, опрошенных «Росбалтом» насчет задач, которые призван решать новый закон, разделились. Одни полагают, что он должен ограничить аппетиты губернаторов, другие - что правила игры в российской политике ко времени окончания их полномочий в угоду политической целесообразности в очередной раз могут поменяться.

Задача нового закона состоит в том, «чтобы губернаторы не укоренялись и не становились хозяевами своих регионов». Такое мнение высказал «Росбалту» политолог Алексей Макаркин. Он также не исключил, что после окончания двух сроков, успешных глав регионов могут переводить в другие субъекты Федерации на аналогичную должность, как это было не так давно с бывшим губернатором Амурской области Олегом Кожемяко, который после ареста экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина стал исполняющим обязанности главы этого региона. Либо, что они будут переводиться в систему исполнительной власти. Или же их ждет почетная отставка и кресло в Совете Федерации.

Макаркин напомнил, что, например, для того же Кожемяко Сахалин стал уже третьим регионом, который он возглавляет с 2005 года (до этого он был руководителем Амурской области (в 2008-2015 годах) и Корякского автономного округа (в 2005-2007 годах). Похожая ситуация и с Николаем Меркушкиным, который с 2012 года является губернатором Самарской области, а до этого с 1995 года бессменно руководил Мордовией, говорит политолог.

«Губернаторы могут передвигаться и по горизонтали, и идти вверх по федеральной вертикали, как, например, бывший глава Краснодарского края Александр Ткачев, ставший ныне министром сельского хозяйства РФ», - добавил Макаркин.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что закон вызван к жизни тем, что, «с точки зрения центра, слишком долго сидящие на своем посту губернаторы постепенно теряют экономическую эффективность, либо становятся трудно управляемыми, поэтому лучше их систематически менять».

Проблема заключается в том, что этот закон все равно исполняться не будет, считает Орешкин. «Куда они, например, денутся от главы Чечни Рамзана Кадырова?», - задается вопросом эксперт. «Он будет и два, и три срока — столько, сколько это надо самому Кадырову и Кремлю. Или до тех пор, пока у Кремля не кончатся деньги на его поддержку», - полагает политолог.

По его мнению, та же ситуация и с главой Кузбасса Аманом Тулеевым, который находится на своем посту уже почти четыре срока подряд. «Так или иначе из этого закона будут исключения. Все равно с каждым губернатором, в зависимости от его веса и влиятельности, будут договариваться в Кремле. А раз есть исключения — значит это уже не закон. Это, скорее, декларация о намерениях, о том, что, мол, хорошо бы не более двух сроков...», - констатирует Орешкин.

Политолог Константин Калачев напомнил, что законодательные ограничения на количество сроков, которые глава региона может находиться в своей должности, были и в прежних законах, но по факту не соблюдались.

«Прежде, чем эти два срока истекали, менялись правила игры, и каждое такое изменение позволяло обнулить сроки правления губернаторов и начать все с чистого листа. С 1995 по 2004 годы главы регионов избирались, затем - с 2004 по 2012 — назначались, с 2012 года они вновь избираются. При этом каждый раз фактически речь шла об обнулении сроков», - отметил он.

Новый закон принимается в интересах губернаторов-старожилов, считает Калачев. Однако «почему мы должны поверить, что правила не поменяются в очередной раз, и сроки в очередной раз не обнулятся?», - спрашивает эксперт. «Надо признать, что роль институтов у нас слаба, роль права, в отличие от принципа политической целесообразности, вторична», - говорит политолог.

«Это решение нельзя не приветствовать, но кто знает, что будет, если страна вступит в глубокий экономический, социальный, политический кризис? Я не исключаю, что в этом случае вновь скажут, что с выборами лучше не рисковать», - прогнозирует Калачев.

Александр Желенин