Posted 3 июля 2015,, 12:15

Published 3 июля 2015,, 12:15

Modified 31 марта, 07:21

Updated 31 марта, 07:21

«Греческая угроза переоценена»

3 июля 2015, 12:15
Действия радикальной левой партии, пришедшей к власти в Афинах, создают опасный прецедент. Однако дефолт Греции к развалу Евросоюза, конечно же, не приведет – Запад этого не допустит, полагает немецкий политолог Александр Рар.

Отказ правительства Греции от выплаты государственного долга МВФ и проведение референдума, в ходе которого рядовые граждане этой страны 5 июля должны решить, остаются ли они в Евросоюзе и зоне евро или попытаются восстанавливать суверенитет, часть которого была «пожертвована» ради идеи единой Европы — главная тема для обсуждения на Западе. Россия пока заняла нейтральную позицию, хотя многие подозревают ее в «подзуживании» властей в Афинах с целью спровоцировать их на непокорство Брюсселю. О том, не слишком ли раздут «греческий пузырь» и как в Германии, которая играет ведущую роль среди греческих кредиторов, оценивают роль Москвы в разгоревшемся кризисе, в интервью «Росбалту» рассказал директор по исследовательской работе Германо-Российского форума, сопредседатель рабочей группы «Мастерская будущего» российско-немецкого форума «Петербургский диалог», политолог Александр Рар.

- Как оценивают в Германии российскую позицию по греческому кризису? Китай высказался в поддержку целостности Евросоюза, а Россия сейчас избегает того, чтобы сформулировать свою позицию в связи с этой проблемой.

- В Германии, может, кто-то и встревожен возможным сближением России и Греции, но ведущие аналитики все-таки склоняются к мнению, что у Москвы недостаточно финансовых средств, чтобы предоставить Греции нужные кредиты. Кажется, что в ЕС еще никто всерьез не представил себе сценарий, что случится с Грецией, если она откажется от евро. Но у России явно есть свои скрытые расчеты с Алексисом Ципрасом. Они не могли не быть достигнуты в июне за кулисами Петербургского международного экономического форума (премьер-министр Алексис Ципрас стал один из главных зарубежных лидеров, принявших участие в ПМЭФ, - «Росбалт»).

- В чем, по мнению немецкого экспертного сообщества, могли бы заключатся общие интересы Москвы и Афин?

- Планы о том, как идти в Грецию, у России наверняка есть - можно строить газовые трубы и приватизировать нефтяные порты. Но Москва тактически ждет, насколько болезненно пройдет развод Греции с Евросоюзом. Быстрого нового брака Афин с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) не будет, однако, наверно, можно ожидать отмены для Греции санкций по поставкам сельскохозяйственной продукции, которые Россия ввела против всех стран ЕС.

- Может ли Греция выйти из ЕС, как пишут многие российские СМИ?

- Речь пока не может идти о выходе Греции из Евросоюза. Этого Запад не допустит. Но Греция вполне может скоро поменять евро на свою старую валюту - драхму.

- А можно ли сказать, что греческий кризис воспринимается серьезнее, чем он есть на самом деле?

- Греческий кризис переоценен с той точки зрения, что звучат прогнозы, что он может разрушить экономику ЕС. Конечно, нет.

- Можно ли сказать тогда, что большая часть проблем возникла из-за неумения правительства Ципраса, а равно и нынешнего состава Еврокомиссии, идти на компромиссы?

- Политическая трещина внутри ЕС опасна. Кризис вокруг Греции действительно можно назвать крупным проигрышем руководителей Евросоюза, поскольку и в Брюсселе, и в Берлине были слишком уверены в том, что обычным инструментарием Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ) проблемы можно решить. Ситуация показательна еще и тем, что за нынешнюю катастрофу (дефолт) ответственность несет радикально левая партия. Можно себе теперь представить, что произойдет, если подобные силы придут к власти в какой-то другой стране Евросоюза. Прецедент опасный.

Беседовал Иван Преображенский