Posted 9 июля 2015,, 13:02

Published 9 июля 2015,, 13:02

Modified 31 марта, 07:16

Updated 31 марта, 07:16

Сребреница раздора

9 июля 2015, 13:02
В ООН прогремел очередной политический скандал: Россия заблокировала принятие резолюции Совета Безопасности о признании массового убийства мусульман 11 июля 1995 года в боснийской Сребренице геноцидом.

В ООН прогремел очередной политический скандал: Россия заблокировала принятие резолюции Совета Безопасности о признании массового убийства мусульман 11 июля 1995 года в боснийской Сребренице геноцидом. Документ долгое время вынашивала и, наконец, предложила Великобритания. Результат голосования такой: десять стран-членов Совбеза одобрили документ, еще четыре - Китай, Нигерия, Ангола и Венесуэла - воздержались.

Резолюция, замечу, была приурочена к 20-летию этой так называемой «балканской резни». Дата, которую западный мир собирается вспоминать широко. На мероприятия в Сараево прибудет даже делегация из США во главе с бывшим президентом Биллом Клинтоном. Сейчас тур по балканским странам совершает канцлер Германии Ангела Меркель, и, видимо, конечная остановка ее будет тоже в Сребренице - на дне поминовения мусульманских жертв в братоубийственной гражданской войне.

Ветировав антисербскую резолюцию, Россия, по сути, попыталась спасти лицо Белграда на международной арене. Однако в этом случае – речь не только о политике, но и о деньгах. Признание геноцида влечет немалые выплаты и компенсации пострадавшей стороне – Германия до сих пор рассчитывается за еврейский Холокост во время Второй мировой войны, счет идет на миллиарды евро.

Известно, что накануне голосования в поисках спасательного круга руководство Сербии обратилось к Москве с просьбой наложить вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в которой массовое убийство мусульман в Сребренице в июле 1995 года квалифицировалось как геноцид. (О письме с такой просьбой президента Сербии Томислава Николича в адрес Владимира Путина сообщили 4 июля все средства массовой информации страны.) С такой же просьбой в Кремль обратилось и руководство Республики Сербской, входящее при этом в федерацию государства Босния и Герцеговина.

Историю с провалом антисербской резолюции в ООН, вызвавшим большое недовольство лидеров западных стран, президент Сербии тоже оценил. Николич поблагодарил Россию за поддержку и за вето, акцентировав, что позиция Москвы помогла предотвратить травлю «всего сербского народа». «Это великий день для Сербии», — отметил президент.

Досталось от Запада за заступничество и самой России. В частности, заместитель постоянного представителя Великобритании при ООН Питер Уилсон, как сообщает информационное агентство Associated Press, заявил: «Действия России порочат память умерших во время геноцида в Сребренице. России придется оправдываться перед семьями более чем восьми тысяч убитых».

Впрочем, цифры, которыми оперируют лидеры Европейского союза и ООН, – восемь тысяч убитых, – вызывают у многих аналитиков, в том числе и европейских, канадских и американских, немалые сомнения, а порой и просто скептицизм. Еще в июле 2005 года канадская газета Globe & Male опубликовала статью, а также интервью генерала Льюиса Маккензи, первого командующего миротворческими силами ООН в Боснии и Герцеговине. В них генерал утверждает, что не было в Сребренице убито 8 тысяч мусульман и что мусульманские силы боснийского полевого командира Насера Орича уничтожили несколько тысяч гражданских лиц сербской национальности.

«Я был там лично и знаю, что происходило. (…) Я понимаю, - пишет бывший командующий миротворческими силами ООН в БиГ, - меня могут обвинить, что написав этот текст, я встал на сторону сербов. Но люди должны понять, что правда - штука сложная. Они ошибаются, когда хотят упростить вещи и не желают принять того факта, что в Сребренице не было ни «черных», ни «белых», но все были виновны, больше или меньше».

Генерал Льюис Маккензи описывает, как взаимная ненависть между мусульманами (здесь это и национальность) и сербами привела к трагедии: «С иностранной помощью в район Сребреницы им (мусульманам Сребреницы – А.Я.) удалось перебросить тысячи бойцов и достаточно большое количество оружия. После того, как они стали лучше вооружены и подготовлены, они стали совершать нападения из Сребреницы на сербские села, сжигать их, а жителей уничтожать. Затем они ловко уходили в «зону безопасности - Сребреницу», находившуюся под защитой ООН. Эти нападения достигли кульминации в 1994-м году и продолжались в 1995-м…»

И это – не единственное свидетельство очевидцев и участников происходившего в те годы на территории Боснии и Герцеговины вообще и в районе поселения Сребреница - в частности. Однако по политическим причинам Западу и США удобнее, видимо, обвинить во всех смертных грехах только сербов. Тогда будет легче оправдать, например, их собственные действия по отделению исконной сербской земли Косово (сами сербы всегда считали ее своим сердцем) от материнского лона.

Канадскому генералу Льюису Маккензи, попытавшемуся показать миру не черно-белую, а цветную картинку происходившего во время гражданской войны на балканской земле, в результате тоже не поздоровилось. Известный балканист Елена Гуськова в своей книге «История балканского кризиса» пишет: «Как вспоминал генерал (Льюис Маккензи – А.Я.), во время миссии в Сараево его «высказывания часто не нравились ни Оттаве, ни Нью-Йорку». Его сразу же невзлюбили мусульмане. Они обвинили генерала в необъективности, а также в том, что он якобы насиловал мусульманских женщин, которых ему поставляли сербы, устраивал мусульманские погромы».

Обычная практика – опорочить того, кто неугоден или неудобен, не только имеет собственное мнение, но и не боится артикулировать его вслух.

О движении западного «поезда» в одну только сторону и о его «наезде» исключительно на сербов свидетельствует и тот факт, что Международный трибунал по бывшей Югославии очень мягко обошелся с Насером Оричем, командующим силами боснийских мусульман в Сребренице, которого сербы обвиняют в убийстве более трех тысяч мирных жителей в 1992-1993 годах. Он получил два года тюрьмы и был освобожден едва ли не в зале суда, учитывая предварительное заключение. Напомню: лидер боснийских сербов Радован Караджич отсидел под следствием более шести лет.

Освобождение Орича вызвало тогда у сербов и их сторонников шок и бурю гнева. Ведь, по свидетельствам журналистов, во время войны Орич даже бравировал своими «заслугами». Он с удовольствием показывал, например, журналистам газет The Washington Post Джону Помфреу и The Toronto Sun Биллу Шиллеру снимки своих "подвигов" в сербских селах.

В своей статье Шиллер, в частности, писал: "Орич – самый кровожадный убийца. (...) Все эти снимки он показывал мне сам, когда мы сидели у него дома в январе 1994 года. Я с ужасом рассматривал шокирующие видеокадры того, что Орич называл "наилучшие хиты Насера Орича". Я видел на них множество трупов, спаленные дома, отрубленные головы, бегущих людей. В следующем ряду кадров были показаны мертвые тела людей, погибших от взрывов. "Мы отправили их на Луну", - хвастался Орич. Когда в кадрах появился город призраков, помеченный пулями, без каких-либо видимых трупов, Насер Орич поспешил объявить, что "мы убили там 114 сербов".

Голосование на Совбезе ООН о признании военных событий в Сребренице геноцидом против местных мусульман - это уже не первая за последние 20 лет попытка лидеров западного мира приструнить Сербию. Видимо, таким вот образом ей выставляют счет за несговорчивость по «откушенному» Косово и за то, что Белград, несмотря на заявку о присоединении к Евросоюзу, не поддержал его антироссийские санкции. (Среди сербов еще со времен СССР прочно укоренилась поговорка: «Нас и русов триста миллиона, нас без русов пола камиона» («Нас и русских триста миллионов, нас без русских – полгрузовика».)

В 2009 году Европарламент определил 11 июля днем "памяти геноцида в Сребренице". Видимо, подкрепить это и должна была резолюция ООН.

Безусловно, Организация Объединенных Наций, несмотря на то что некоторые лидирующие в мире страны ее уже давно ни во что не ставят, в подобных случаях используется ими же для своего политического удобства. А точнее – прикрытия собственных геополитических интересов.

Вынесение подобной резолюции на голосование тем более неоправданно, что она делает виноватой в гражданской войне, по сути, одних только сербов. Притом что участвовали в ней все нации, проживающие на той территории. Получается, что не по правилам воевали только сербы, а мусульмане и католики ратовали (то есть и убивали) правильно.

Складывается впечатление, что при выносе резолюции к 20-летней дате тех событий в Сребренице на голосование в Совбезе ООН и ее руководителей, и авторов документа вдруг скосила амнезия. Они и их западные союзники «запамятовали», что международный суд в Гааге уже отказал в 2007 году Боснии и Герцеговине в иске о признании Сербской Республики виновной в геноциде мусульманского населения в Сребренице.

Судья Розалин Хиггинс (по иронии судьбы – тоже из Великобритании) проявила тогда чудеса изворотливости и правовой риторики, чтобы, видимо, не навлечь на себя гнев закулисья тех событий. С одной стороны, она признала факт «геноцида» (единственный, как указывается в решении суда, в той войне), а с другой - объявила, что «акты геноцида в Сребренице нельзя вменить в вину государственным органам» Сербии. И - «большинством голосов (13 к 2) суд постановляет, что Сербия не совершила геноцид» и не была причастна к нему.

Очевидная двойственность решения международного суда оставила лазейку (скорее всего – сознательно) для дальнейшего давления на сербов, «выстрелив» в них сейчас в ООН. Досадный «промах» случился с помощью России. Однако нет сомнения, что в новых попытках не будет недостатка.

Алла Ярошинская