Posted 17 июля 2015,, 15:05

Published 17 июля 2015,, 15:05

Modified 31 марта, 07:09

Updated 31 марта, 07:09

«Япония никак не угрожает России»

17 июля 2015, 15:05
Парламент Японии проголосовал за закон, который впервые после 1945 года дает ее армии право проводить военные операции за рубежом. О причинах этого исторического решения и его последствиях рассказал известный востоковед Алексей Маслов.

Парламент Страны восходящего солнца проголосовал за закон, который впервые после 1945 года дает ее армии право проводить военные операции за рубежом. Оппозиция встретила принятие этого документа крайне негативно, в Токио прошла многотысячная демонстрация, участники которой называли тех, кто за него голосовал, «фашистами». О причинах этого исторического решения японского парламента и о его возможных последствиях «Росбалту» рассказал руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики, профессор Алексей Маслов.

- Премьер Японии Синдзо Абэ, инициировавший принятие закона о возможности участия японских Вооруженных сил в операциях за рубежом, обосновывал необходимость его принятия, в частности, северокорейской угрозой. Насколько это обоснование серьезно, учитывая, что северокорейская угроза существует уже более полувека?

- Северокорейская угроза, конечно, существует. Только ее характер за последнее время изменился. Речь о том, что долгое время Китай позиционировал себя в качестве такого медиатора в области северокорейской проблемы. Он постоянно заявлял, что ядерная программа Северной Кореи находится под его контролем, и давал понять, что не даст КНДР делать необдуманных шагов в этом направлении. Но события двухлетней давности показали, что Северная Корея действует по своему сценарию.

- Какие события вы имеете в виду?

- Это испытания ракет, как удачные, так и неудачные, это развитие Пхеньяном новых ядерных исследований и самое главное — неустойчивый характер власти в этой стране. Этот момент связан с целым рядом субъективных и объективных факторов. Ким Чен Ын не является в полной мере таким харизматическим лидером, какими были его отец и дед. В связи с этим необходимость усилить свое влияние может привести его к самым резким и неожиданным ходам.

Вообще за последние два-три года ситуация вокруг КНДР очень обострилась и стала непредсказуемой. Учитывая, что Япония находится в непосредственной близости от Северной Кореи, в том, что говорит Абэ, есть определенная доля здравого смысла.

Есть еще и продолжение этого вопроса. Дело в том, что на протяжении всей послевоенной истории США прямо или косвенно постоянно указывали, что Япония находится в рамках программы военной поддержки Соединенных Штатов и что американские войска, находящиеся в этой стране, выступят на ее защиту, если это понадобится. Эта концепция не отменяется, и Штаты даже готовы разместить систему ПРО в Стране восходящего солнца. Однако Америка из-за усиления Китая сейчас заметно утратила свое, в том числе, и политическое влияние в этом регионе.

Китай стал не столько более мощным, сколько более привлекательным, с точки зрения имиджа, для стран Восточной и Юго-Восточной Азии — он действует более спокойно, грамотно и вежливо. В том числе, и поэтому Япония утратила уверенность в том, что США останутся ее надежным партнером и в политическом, и в военном плане. Именно поэтому она сейчас создает свою военную «подушку безопасности», наращивает вооружения и пытается продемонстрировать, что она играет самостоятельную роль в решении разных международных проблем.

- Но ведь Япония и так является сверхдержавой...

- Формально, по своей доле в мировом ВВП, эта страна, конечно, является сверхдержавой. Но ее поведение и отсутствие мощных Вооруженных сил не соответствуют этому статусу. Она не сможет в случае военного конфликта защитить себя. Сверхдержава не может целиком зависеть от другой сверхдержавы, в данном случае, от США.

- Насколько серьезен для Японии китайский фактор? Как известно, японский премьер упомянул и китайскую военную угрозу?

- Надо пояснить, что подразумевал Абэ, говоря о возрастающей китайской угрозе. Это, в первую очередь, вытеснение Китаем Японии со всех экономических, финансовых рынков, ослабление ее как экономической державы. Если же говорить о военной угрозе со стороны Китая, то мы видим, что с 2013 года его поведение заметно изменилось. КНР стала более настойчиво говорить о необходимости возвращения ей тех или иных земель, о восстановлении своего контроля в Южно-Китайском море. Речь, прежде всего, о Пескадорских островах и островах Спратли, на которые претендуют сразу несколько государств. Нужно вспомнить и о конфликте между Пекином и Токио за острова Сенкаку. То есть понятно, что Китай не будет ослаблять свой напор в плане восстановления контроля над теми территориями, которые он считает своими. Главный вопрос состоит в том, пойдет ли КНР на прямой военный конфликт из-за этого. Пекин, прямо или косвенно, показывает, что да, за свою территорию он готов сражаться.

Поэтому в случае локального конфликта Япония должна будет уметь защитить себя. Еще о позиционировании США в этих вопросах. С одной стороны, Америка демонстрирует, что занимает позицию стороннего наблюдателя в процессах, происходящих в Восточной и Юго-Восточной Азии. С другой, у нее есть ряд договоров, в том числе и военных, с Японией. С третьей, Вашингтон в самое последнее время начал активно развивать военные отношения с Пекином, что вылилось во встречу министров обороны США и КНР. Были заключены соглашения о проведении совместных учений. Таким образом, оказывается, что основной союзник и покровитель Японии начинает договариваться с ее потенциальным соперником...

- Как американцы относятся к усилению военной мощи Японии?

- Хотя США и приветствует курс Японии на усиление ее Вооруженных сил, но это скорее связанно не с военными, а с экономическими вопросами. Американцы считают, что японцы должны нести обязанности и финансовое бремя по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

- Могла ли операция России по присоединению Крыма подтолкнуть Японию к принятию этого закона? Кстати, почему российское руководство молчит по поводу принятия японским парламентом этого закона?

- Надо отметить, что Япония усилением своих позиций никак не угрожает России. Мы лишь боимся, что это дестабилизирует ситуацию в Восточной Азии.

- А наш спор из-за Курильских островов?

- Япония никогда не поднимала вопрос о военном решении этой проблемы. Для нее она исключительно дипломатическая. У России же сейчас по отношению к Японии более гибкая позиция - мы заинтересованы в развитии наших экономических отношений. Поэтому ни японский премьер, ни какие другие японские политики не упоминают сейчас в негативном плане.

Что касается того, подтолкнул ли крымский вопрос Японию к принятию закона о применении ее Вооруженных сил за рубежом, то думаю, что - конечно. Причем, даже не сама крымская ситуация подтолкнула Токио к этому, а реакция мира на нее. Тот же Китай, который всегда до этого говорил о необходимости соблюдения территориальной целостности государств, как минимум, промолчал, а по сути, молчаливо поддержал российскую позицию по Крыму. Кроме того, мы сейчас увидели целый ряд договоренностей о военном сотрудничестве в рамках ШОС и БРИКС (в обе структуры входят и Россия, и Китай — «Росбалт»), и, наконец, КНР ввела в строй новые вооружения, а Москва и Пекин заключили целый ряд двусторонних соглашений в области военно-технического сотрудничества. То есть возрастает некая совокупная военная мощь...

Вообще даже сейчас Япония тратит на оборону, по разным оценкам, от 55 млрд до 60 млрд долларов ежегодно. Это пятый военный бюджет в мире. И это только ее Силы самообороны. Японцы, например, располагают огромным парком военных самолетов (почти 780), очень мощным военным флотом. Решение о реформе военной системы этой страны было принято еще в 2013 году. Именно тогда в Японии появились корпуса морской пехоты, которых до этого у нее не было, притом что это войска отнюдь не оборонительного, а наступательного назначения; была повышена эффективность противоракетной и противовоздушной обороны. Именно тогда в Японии и заговорили о тотальном изменении концепции и роли армии и о необходимости изменения конституции в этом плане. То есть речь идет о переходе к нормальной регулярной армии.

В принципе, уже сейчас бюджет Японии позволяет в короткие сроки развернуть ее Силы самообороны в современную полноформатную армию. При этом военный бюджет страны будет наращиваться.

- Насколько я понимаю, статья конституции, запрещающая Японии иметь военный бюджет больше одного процента ее ВВП, пока не отменялась. Есть ли теперь вероятность, что и эта статья может быть пересмотрена?

- Да, эта статья японской конституции не отменялась, но вероятность, что она будет пересмотрена, очень велика.

- Нужно ли теперь ожидать начала новой военной экспансии Японии? Если «да», то в какую сторону (стороны) она может быть направлена?

- Уверен на сто процентов - нет. Японии в военном плане некуда расширяться. Скорее это ей нужно для ее имиджа.

Однако есть еще один очень важный момент. В Стране восходящего солнца последнее время заметно возрос националистический фактор. «Японский национальный дух», усиление национальной риторики - часть политики кабинета Абэ. Если до Абэ Япония старалась сильно не вспоминать и не обсуждать итоги Второй мировой войны, то сейчас здесь к этому вернулись. Я бы вообще рассматривал принятие закона о возможности участия японских Вооруженных сил в операциях за рубежом как попытку частичного пересмотра итогов Второй мировой войны. Вот это действительно настораживает.

Беседовал Александр Желенин