Posted 11 августа 2015,, 15:15

Published 11 августа 2015,, 15:15

Modified 31 марта, 06:48

Updated 31 марта, 06:48

Меньше кандидатов – больше спокойствия

11 августа 2015, 15:15
Установка федерального центра на «чистые выборы» натолкнулась на опасения региональных элит насчет возможного наказания, если подсчет голосов даст «неправильные» цифры партии власти, полагают эксперты.

Ситуация с регистрацией оппозиционных партий и отдельных «несистемных» кандидатов на предстоящих в России местных и региональных выборах, которые должны состояться в сентябре, складывается таким образом, что в большинстве случаев одним представителям партии власти будут противостоять другие. При лучшем раскладе, ее оппонентами станет надежная и проверенная «системная оппозиция» в лице КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

Это стало понятно после того, как на днях Центризбирком РФ согласился с мнением Новосибирского избиркома о недопуске до выборов списка «Партии народной свободы» (ПАРНАС), под «зонтиком» которой выдвигались кандидаты от «Демократической коалиции», возглавляемой Михаилом Касьяновым и Алексеем Навальным. До этого оппозиционерам, как известно, было отказано в регистрации в Костромской и Магаданской областях, а в Калужской области объединенные демократы сами отказались от участия в кампании.

Все это произошло буквально через месяц-полтора после того, как в Кремле сделали многообещающее заявление о том, что в регионах необходимо провести альтернативные выборы. Тогда эти слова показались вполне логичными, учитывая, что накануне избирательной кампании даже представители «радикальной» либеральной оппозиции поспешили сделать верноподданнические патриотические заявления в духе «Крым - наш». Из чего можно было сделать вывод, что пресловутый «крымский консенсус» накрыл и их.

Впрочем, тогда же звучало и мнение, что само по себе решение участвовать в выборах это уже компромисс с властью, поскольку это означает согласие с устанавливаемыми ею правилами. Самой же этой власти участие в выборах «радикальных» оппозиционеров давало бы дополнительные аргументы в борьбе как с внешними, так и с внутренними оппонентами.

И вот теперь окончательно становится ясно, что все эти расклады отброшены за ненадобностью. До выборов не допустили даже умеренных либералов. В связи с этим возникают вопросы о том, что или кто предопределил такое решение: Кремль или региональные элиты? А также о том, почему оно было принято. Мнения экспертов, опрошенных «Росбалтом» на этот счет, разошлись.

По мнению политолога Алексея Макаркина, «мы немного преувеличиваем роль отказа Демкоалиции». Он согласен с тем, что «это очень активная политическая сила, которая заметно присутствует в информационном пространстве». Вместе с тем, эксперт отметил, что Демкоалиция на предстоящих выборах «разделила судьбу многих политических сил».

В частности, политолог напомнил, что в Калужской и Магаданской областях до выборов не допустили «Гражданскую инициативу» Андрея Нечаева, что в регистрации было отказано и вполне патриотичной «Партии дела» предпринимателя Константина Бабкина.

Макаркин отметил, что в Омской области обструкции подвергся выдвинутый в качестве кандидата в губернаторы от КПРФ Олег Денисенко, который, по мнению эксперта, «имел там реальные шансы». В Амурской области, по словам эксперта, те же коммунисты хотели продвинуть на губернаторское кресло отставного генерал-майора МВД Юрия Фокина, имевшего ореол борца с оргпреступностью, однако из-за сильнейшего давления со стороны местной власти тот от выдвижения отказался.

«Кремль не всемогущ, когда речь идет об отношениях с губернаторами», - считает Макаркин. По его мнению, все эти отказы - «региональные инициативы». Другое дело, что Кремль, по словам эксперта, «не будет воевать за оппозицию», даже несмотря на то, что в ряде регионов имеют место серьезные конфликты не только между региональными элитами и оппозицией, но и прокремлевским Общероссийским народным фронтом (ОНФ).

В целом, полагает Макаркин, позиция центра сегодня сводится к тому, чтобы обеспечить участие в выборах парламентских партий. То, что в некоторых местах проблемы возникли у коммунистов - скорее исключение, добавил он.

«Парламентские партии — это некий минимум, плюс, факультативно, - «Яблоко». Однако реально в регионах партии регистрируются на выборах, если они для чего-то нужны губернатору», - отмечает эксперт.

Другой задачей Кремля, по словам Макаркина, сейчас становится укрепление ОНФ в качестве общенациональной силы, которая способна контролировать в регионах местную власть.

Скандалы, связанные с отказами ряда региональных избиркомов зарегистрировать списки оппозиционных партий и политиков, обусловлены существующей в РФ системой стимулов для региональных властей, которая подталкивает их к принятию «правильных» решений в вопросе о том, кого на них регистрировать, а кого нет, полагает профессор политологии петербургского Европейского университета Григорий Голосов.

Эксперт отметил, что на словах Кремль говорит региональным властям «дайте честные выборы». Однако, с другой стороны, Москва неоднократно демонстрировала, что за «плохие» для власти результаты на этих выборах чиновников на местах ждет наказание.

«Так что заявления центра о необходимости честных выборов хороши для публичных высказываний, для прессы, но опыт подсказывает руководителям регионов, что степень рассерженности Кремля во втором случае (если результаты выборов для власти окажутся неудовлетворительными) будет выше, чем в первом (если они будут проведены честно)», - говорит Голосов.

«Поэтому, что бы ни говорили в Кремле, решение о регистрации тех или иных партий или отдельных кандидатов отдается на откуп «местной самодеятельности». Однако сама эта «самодеятельность» зависит от системы стимулов, существующих в современной российской политике, а эти стимулы таковы, что за плохие результаты их, скорее всего, накажут», - сказал политолог.

Иной точки зрения придерживается профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров. По его словам, тот факт, что ПАРНАСу отказали в регистрации во всех регионах, где он собирал подписи, свидетельствует, что «это не самодеятельность региональных властей».

Вряд ли это произошло и потому, что ПАРНАС мог представлять какую-то угрозу власти, считает Петров. По его мнению, проблема состоит в том, что «если раньше выборы были нужны власти для ее собственной легитимации, то после Крыма такой тип легитимации ей уже не нужен». Эксперт отметил, что в этом году выборы проходят по гораздо более жесткой модели, чем раньше, поскольку уже на этапе сбора подписей сразу отсекаются те силы, которые прямо не контролируются Кремлем.

«Чем более формально проходят выборы, тем спокойнее для власти», - сказал эксперт, добавив, что теперь они будут проводиться по советской безальтернативной модели.

Александр Желенин