Posted 27 августа 2015,, 16:20

Published 27 августа 2015,, 16:20

Modified 31 марта, 06:34

Updated 31 марта, 06:34

Дружба без контрактов

27 августа 2015, 16:20
Россия стремится как можно крепче связать с себя с Китаем экономически, но Пекин пока не позволяет ей этого. Так что во время визита Владимира Путина в КНР больше стоит ждать дружеских улыбок, чем подписания каких-то существенных соглашений.

Россия стремится как можно крепче связать с себя с Китаем экономически, но Пекин пока не позволяет ей этого. Так что во время визита Владимира Путина в КНР никаких существенных контрактов с китайцами подписано не будет.

Власти Китая, как и их российские коллеги, весной минувшего года всеми правдами и неправдами старались зазвать на празднование «китайской версии» завершения Второй мировой войны лидеров со всего мира. В итоге, как и в Москве, список гостей оказался довольно куцым. Кроме китайских сателлитов из Азиатско-Тихоокеанского региона и нескольких вечных «нерасплатных должников» КНР из Африки, практически никто из мировых лидеров в Пекин приезжать не захотел.

Самым высокопоставленным представителем Евросоюза, похоже, станет президент Чехии Милош Земан. Реальные руководители чешского государства - премьер Богуслав Соботка и лидер второй по влиятельности в стране партии ANO, его заместитель в правительстве Андрей Бабиш, остаются дома. Ну а Земана, который из всех чешских политиков выступает с наиболее «прокитайский» позиций, уже успела раскритиковать оппозиция. Впрочем, достаточно вяло. К его поездке в КНР в Праге отнеслись гораздо лояльнее, чем к визиту в Москву на празднование Дня Победы 9 мая.

Из лидеров государств, проводящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе вполне независимую от Китая политику, приедут только президенты Южной Кореи Пак Кын Хе и Вьетнама Чыонг Тан Шан. Даже Северная Корея будет представлена специальным посланником. Не будет серьезного представительства (не говоря уж о лидерах государств) ни со стороны США, ни со стороны Японии, ни со стороны Австралии.

Тем не менее, китайцы надеются, что их парад посетит около 50 лидеров зарубежных государств, считая Владимир Путина. Это почти в два раза больше, чем было на торжествах в Москве 9 мая. И это, вероятно, вполне соответствует сегодняшней разнице в политико-экономическом весе между Китаем и Россией.

Эта же разница позволяет китайцам вежливо, но твердо отказываться от слишком близкой дружбы, переходящей в настолько же плотное экономическое сотрудничество, что практически навязывает Пекину Россия.

Прямо накануне поездки российского лидера в Поднебесную появилось сразу несколько знаковых новостей. Например, российский посол в КНР на традиционном брифинге перед приездом лидера своей страны рассказал, что в первой половине этого года объем двустороннего товарооборота сократился на треть. И эксперты говорят, что это долгосрочная тенденция.

Но это бы еще ничего - Россия и так старательно избавляется от импортных товаров из ЕС, Японии, США и так далее. Падение поставок китайской техники и ширпотреба только облегчит выбор россиянам, чьи реальные доходы тают на глазах. Им просто больше не из чего будет выбирать. Проблема в том, что падают и поставки из России в КНР. Не только по стоимости (сырье дешевеет), но даже и по объему.

А тут еще стало известно, что «Газпром» сдвинул сроки запуска газопровода «Сила Сибири», восточного маршрута поставок газа в Китай. Компания ожидает, что прокачка газа по этой трубе начнется не раньше, чем в период с 2019 по 2021 год. При этом просачиваются слухи о том, что китайцы, у которых резко снижается темп роста экономики, отказываются от российского природного газа – им столько не нужно. Даже по цене близкой к себестоимости. Россияне, в свою очередь, пытаются навязать коллегам из КНР природный газ хотя бы с Сахалина - через Владивосток. Но те не хотят брать и этого.

Чтобы Владимир Путин не ударил в грязь лицом, его, конечно, встретят в Пекине широкой конфуцианской улыбкой. Однако российский посол Андрей Денисов, говоря о том, что на предстоящих переговорах будет подписано «более чем 20 документов», в общении с журналистами старательно уходит от уточнений. Дело в том, что речь идет преимущественно о «соглашениях о намерениях», а вовсе не о контрактах.

Суммы, конечно, будут звучать внушительные, чуть ли не до 5 трлн рублей. Но ведь, во-первых, это 5 трлн тех самых рублей, которые так основательно обесценились в последние недели. А во-вторых, речь идет о виртуальных деньгах, поскольку соглашений о намерениях в отношениях России и Китая было подписано немало, а вот до реализации довести не удалось практически ни одного, хоть и называли их каждый раз громко «контрактами века».

Иван Преображенский