Posted 1 сентября 2015,, 16:18

Published 1 сентября 2015,, 16:18

Modified 31 марта, 06:30

Updated 31 марта, 06:30

Провалит ли Евросоюз мигрантский тест?

1 сентября 2015, 16:18
Наплыв беженцев становится главной проблемой для властей европейских государств. Если политики продолжат попытки спихнуть головную боль соседям, нынешний вызов станет первым, на который ЕС ответить окажется не в состоянии.

Мигранты остановили работу венгерского железнодорожного вокзала Будапешт-Келети. Венгрия, расписываясь в собственной неспособности решить проблему, старалась выслать беженцев в Австрию, но та закрыла границу для поездов из соседней страны. Почему многие европейские государства не выдерживают «тест мигрантами»?

Беженцы, попав в Европу, стремятся перебраться из менее благополучных южных европейских стран в богатые северные. Их поток вызвал полноценный транспортный кризис в центре ЕС и поставил под вопрос трансграничное движение поездов. Такого в Европе, пожалуй, еще не было за все время, начиная с конца двадцатого века, когда после распада соцлагеря на большей части континента установился режим практически свободного перемещения, закрепленный затем в рамках Шенгенского соглашения.

Судя по всему, виноваты в нынешнем кризисе не только сами мигранты. Заметно ухудшили ситуацию действия властей Венгрии – одной из самых недружелюбных к иностранцам стран в Центральной Европе. Не имея желания принимать мигрантов, а также достаточных для этого сил и ресурсов, венгерские власти попыталась организовать неформальный транзитный канал для беженцев в заметно более богатую Австрию.

Венгерская полиция, как пишут на некоторых местных интернет-форумах, помогала мигрантам собираться в группы и распространяла слухи о возможности свободно перебраться поездом на австрийскую территорию. Дальше начался массовый исход беженцев, у многих из которых не было даже денег на билеты. Ехали они в основном в темное время суток. Ночью, накануне железнодорожной блокады, введенной Австрией, на Западный вокзал Вены прибыло, по данным полиции, рекордное за всю историю число мигрантов: более 3,5 тыс. человек. Большинство, разумеется, без документов.

В ответ австрийцы начали организовывать рейды, снимать нелегалов с поездов, а также доказывать, что многие из них уже успели попросить убежище в Венгрии, так что в Австрии им делать нечего. В этой стране, надо сказать, тоже не горят желанием принимать беженцев из Сирии, экономических мигрантов из Бангладеш, а также ливийцев, азиатов и чернокожих африканцев.

Если судить по среднеевропейским меркам, нынешнее правительство Австрии занимает очень жесткую позицию, причем некоторые даже говорят, что она отдает расистским душком. Хотя понять австрийцев, не желающих без каких-либо оснований брать на содержание сотни тысяч мигрантов, можно. Кстати, в Венгрии за год обнаруживают в среднем около 140 тыс. нелегалов, а в этом году ожидается заметно больший наплыв.

В общем, обнаружив, что в сторону Вены из Будапешта ночными поездами едет несколько сотен (а то и тысяч) мигрантов, австрийцы, несмотря на Шенгенское соглашение, просто объявили, что не пустят эти составы через границу. Однако на будапештский центральный вокзал беженцы продолжали прибывать. К середине дня их скопилось, по данным полиции, несколько тысяч. Некоторые пытались купить билеты, другие просто начали требовать права свободного и бесплатного проезда.

Справиться с этим хаосом венгерская правоохранительная система оказалась не в состоянии. Будапешт-Келети был закрыт, поезда начали отправлять на другие вокзалы. Ну а представитель венгерского правительства Золтан Ковач, общаясь с журналистами, вдруг вспомнил про общеевропейское законодательство и заявил, что, согласно правилам ЕС, каждый путешествующий должен иметь действительную шенгенскую визу и действующий паспорт, в то время как большинство мигрантов «не соответствуют этому требованию».

С учетом того, что Будапешт-Келети - главный международный вокзал Венгрии, получилось, что встали все иностранные составы. Например, чешские, следовавшие либо в Венгрию, либо через нее дальше, на Балканы. А также австрийские, словацкие и многие другие. Пассажиры до места назначения не доехали, железнодорожное сообщение прервано — в общем, скандал. Поезда по Венгрии и так ходят очень плохо, в соседние страны они прибывают часто с опозданием на 3-4 часа. Но такого, чтобы все движение просто остановилось, здесь еще не случалось.

В это время из разных стран Центральной и Восточной Европы продолжали приходить новости о том, как там борются с нелегалами, поскольку это очень популярная сейчас в ЕС тема. То словацкие СМИ сообщат, что за одну только истекшую ночь полиция задержала на границе с Венгрией более двухсот человек, в том числе машины с беженцами из Сирии и Ирака. То чехи заявят о задержании еще двух сотен человек благодаря «усиленному режиму» работы полиции.

Нелегалов ловят и немцы. Власти Баварии, которая находится на юге Германии, так вообще ввели официальный полицейский контроль на границе с Австрией.

Однако все эти чрезвычайные меры не решают главной проблемы — поток мигрантов не стихает. Лидеры Франции и Германии организуют общеевропейский саммит по этой проблеме. Но он пройдет только в середине месяца.

Так что у мигрантов есть время, чтобы «оккупировать», вслед за Венгрией, новые европейские страны. Подобные события возможны практически в любой из них, где правоохранительная система, вместо того, чтобы работать по закону, пытается «выталкивать» нелегалов к соседям, а политики предпочитают делать популистские заявления, вместо того, чтобы искать способы решения проблемы, даже если они не понравятся избирателям.

Пока такие страны есть в составе Евросоюза, он остается уязвимым. Потому что для многих стран закрыть границы полностью – дело практически невозможное. К примеру, Франция не может отгородиться от Бельгии, где из-за более щадящего налогового режима живут тысячи ее граждан. Венгрии трудно отделить себя от сербских регионов, где местным соотечественникам давно уже выданы венгерские паспорта. Германия никак не может закрыть границу с Чехией, по дорогам которой ежедневно десятки немецких автобусов и автомобилистов едут кратчайшим путем из Берлина в Нюрнберг и Мюнхен.

Так что у европейцев просто нет возможности принимать простые решения. Им предстоит реформирование миграционной политики, создание нормальной ее модели, где визовая система не будет (как она делает сегодня) стимулировать увеличение количества нелегалов.

Разумеется, это если европейские политики окажутся ответственными и предусмотрительными. В противном случае, наплыв мигрантов станет первой проблемой, которую Евросоюз решить окажется не в состоянии. Даже несмотря на то, что реальная важность этого вызова преувеличивается в СМИ, именно с него тогда может начаться тот самый процесс распада Евросоюза, который так часто предрекают недоброжелатели единой Европы.

Иван Преображенский