Posted 2 сентября 2015,, 20:58

Published 2 сентября 2015,, 20:58

Modified 31 марта, 06:28

Updated 31 марта, 06:28

Human Rights Watch: Детям-инвалидам сложно получить качественное образование в России

2 сентября 2015, 20:58

МОСКВА, 2 сентября. Дети с инвалидностью в России сталкиваются с серьезными препятствиями на пути к получению хорошего образования, сообщает правозащитная организация Human Rights Watch. Она призывает власти страны прикладывать все усилия к тому, чтобы такие дети получали "полноценный доступ к качественному, инклюзивному образованию на всех ступенях образовательной системы".

Факторы, препятствующие доступности образования для людей с инвалидностью в РФ перечислены в 50-страничном докладе «Оставшиеся за бортом?". Имеющие особенности развития дети не могут учиться в обычных школах в России из-за ряда барьеров, как то: отсутствие пандусов и подъемников, позволяющих попасть в здание и перемещаться внутри, неприспособленность обучения, например отсутствие учебников с крупным шрифтом для слабовидящих детей, ассистивных технологий и помощников учителей. Из-за инфраструктурных барьеров и недоступности транспорта некоторые дети не могут выйти из дома и добраться до школы, говорится в докладе.

«Наравне с миллионами российских детей, которые сегодня идут в школу, дети с инвалидностью имеют право присутствовать в классе и учиться вместе со сверстниками, а не быть отрезанными от качественного образования, — заявила заместитель директора HRW по Европе и Центральной Азии Джейн Бьюкенен. — Российские власти утверждают, что образование для людей с инвалидностью является первоочередной задачей. Пришло время воплотить эти слова в реальность и сделать детей с инвалидностью частью школьной жизни и жизни общества».

Инклюзивное образование позволяет людям с инвалидностью и без нее учиться вместе, в равных условиях, без барьеров, при этом люди с инвалидностью получают необходимую им для обучения помощь. Инклюзивное образование очень важно для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества и оно помогает не допускать их изоляции и сегрегации, отмечают правозащитники.

Исследование организации показало, что руководство некоторых российских школ отказывается принимать детей с инвалидностью, считая, что они необучаемы, что их присутствие вместе с другими детьми небезопасно и что они не смогут соблюдать дисциплину. "Российское законодательство гарантирует каждому право на образование, а с 1 января 2016 года вступают в силу поправки, запрещающие дискриминацию по признаку инвалидности во всех сферах жизни", - напоминает международная организация.

"Многие дети с инвалидностью по-прежнему сегрегированны в специализированных школах для детей с определенными видами инвалидности. Такие школы зачастую расположены далеко от их места жительства и порой там обучают по сокращенной программе. Некоторые дети с инвалидностью изолированы в своих домах, почти не видятся со сверстниками, а учителя приходят к ним только несколько раз в неделю", - обращают внимание в HRW.

Десятки тысяч детей с инвалидностью в России, которые живут в государственных интернатах для детей, оставшихся без попечения родителей, получают низкокачественное образование, а то и никакого или почти никакого образования. Cтав взрослыми, такие люди часто с трудом могут поступить в вуз или получить достаточные профессиональные навыки, чтобы потом трудоустроиться.

Согласно Конвенции о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2012 году, людям с инвалидностью, наравне с другими людьми, должна обеспечиваться доступность качественного инклюзивного начального и среднего образования по месту жительства, а также доступность высшего образования, профессионального обучения и образования для взрослых. Властям необходимо предоставлять людям с инвалидностью адаптационные услуги, которые позволяли бы им в полной мере реализовывать свой потенциал, подчеркивают правозащитники.

"Для властей крайне важно учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося и выяснять, что государство может сделать, чтобы помочь ребенку полностью раскрыть его академический и социальный потенциал в окружении своего сообщества", - говорят они.