Posted 11 сентября 2015,, 16:04

Published 11 сентября 2015,, 16:04

Modified 31 января, 07:01

Updated 31 января, 07:01

От кандидатов ждут спокойствия

11 сентября 2015, 16:04
В 83 регионах России в воскресенье пройдет Единый день голосования. Эксперты предсказывают, что на этот раз выборы будут честнее и обойдутся без эксцессов. При этом правящую партию могут потеснить, но только на низовом уровне.

В воскресенье, 13 сентября, в 83 регионах России состоится Единый день голосования. Эксперты предсказывают, что в этот раз выборы пройдут честнее, и вообще, что электоральный процесс в нашей стране будет введен в некоторое более презентабельное русло. При этом правящую партию могут потеснить, но не на губернаторском уровне.

Избираются на этот раз главы 24 регионов, в том числе 21 - прямым всеобщим голосованием, а трое - региональными парламентами. Кроме того, голосовать будут за депутатов законодательных собраний 11 регионов, городских представительных органов власти в центрах 25 регионов, а также предстоит избрать 10 тысяч органов местного самоуправления.

Чего ждать от этих региональных выборов – последних перед федеральной избирательной кампанией, которая завершится избранием нового состава Госдумы уже через год – в сентябре 2016-го? Эксперты, опрошенные «Росбалтом», воспринимают ситуацию со сдержанным оптимизмом. По их мнению, в воскресенье все пройдет довольно спокойно - особенно, по сравнению с теми событиями, в которые вылились выборы в 2011-2012 годах.

«Мы слышим постоянные уверения, что со стороны администрации президента есть запрос на честные выборы, - говорит эксперт ассоциации «Голос» Василий Вайсенберг. - После событий 26 апреля в Балашихе, когда были избиты наблюдатели на практически безальтернативных выборах в горсовет, появилась идея все-таки создать мониторинговую группу в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Она тоже будет работать на выборах 13 сентября, помогая наблюдателям в конфликтных ситуациях».

«Интерес Кремля состоит в том, чтобы выборы прошли спокойно, - считает политолог Алексей Макаркин. - Насколько я понимаю, сейчас отсутствуют установочные цифры: чтобы обязательно было столько-то голосов, и не меньше, а то мы вас как-то накажем. Этого уже нет. Задача в том, чтобы выборы были легитимными, чтобы не показывали в интернете, как вбрасывают».

По мнению Макаркина, коль скоро сейчас отрабатывается механизм парламентских выборов 2016 года (а региональные и местные выборы, в общем-то, всегда бывают репетицией выборов общегосударственных), Кремль хочет исключить повторение событий 2011-2012 годов, когда недовольство подсчетом голосов спровоцировало массовые уличные протесты. Цель – сделать не только так, чтобы «парламентские партии были удовлетворены и признали результаты», но и так, чтобы партии непарламентские, к которым все последние годы власть относилась с нарочитой брезгливостью, на этот раз «тоже шли на выборы, а не на улицу».

Из числа политических сил, относящихся к так называемой «несистемной оппозиции», в этот году «Партия народной свободы» (ПАРНАС) «со скрипом» допущена к голосованию – да и то лишь за депутатов законодательного собрания в одной только Костромской области. Еще кое-где оппозиционеры участвуют в выборах как одномандатники. Но низкий уровень конкуренции – не единственная причина, по которой, как ожидается, выборы пройдут достаточно спокойно.

«У тех же самых ЛДПР и «Справедливой России» отсутствует желание «ловить журавля в небе», - отметил Алексей Макаркин. - У них появляются возможности получить своих представителей в Совете Федерации, у них есть свои губернаторы - правда, по одному только. И один из них, Алексей Островский, сейчас идет в Смоленске от ЛДПР при поддержке партии власти. Такие договоренности работают, они будут, вероятно, и дальше расширяться».

Таким образом, партии парламентской оппозиции - КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - не видят смысла сейчас идти на конфликт с властью. Правда, как напомнил Макаркин, «коммунисты ведут себя значительно активнее: когда экономическая ситуация в регионах ухудшается, избиратель традиционно смотрит на КПРФ, считая ее «главной оппозицией» еще с 1990-х годов, несмотря на все компромиссы с властью».

Между тем, «Справедливая Россия», как отмечается, особенно активно демонстрирует свое противостояние – но не с верховной властью как таковой в лице президента, а с правящей партией «Единая Россия» и кабинетом министров во главе с Дмитрием Медведевым, которого оппозиция, в том числе патриотическая, не боится покусывать.

«Интересная ситуация сложилась у «Справедливой России», которая находятся в поиске доминант будущей кампании, - отметил политолог Константин Калачев. - Обкатка их технологий проходит в Воронежской области, это модельный регион для СР. Там идет очень жесткая критика ЕР и правительства, они печатают карикатуры на Медведева и одновременно разбираются с платежами за капремонт и другими проблемами населения. Это своего рода эксперимент перед выборами в Госдуму: даст «жесткое контрпозиционирование» результат или не даст».

«Не надо считать КПРФ, ЛДПР и СР какими-то «аффилированными» с ЕР структурами. Кое-где ведется достаточно серьезная борьба, особенно на уровне региональных парламентов», - подтвердил политолог Глеб Кузнецов. «Модель, которая сейчас апробирована, - это то, с чем мы выйдем на выборы в Госдуму. Смешанная система и достаточно упорная борьба на парламентском уровне. Шансы ЕР на доминирование выглядят не так безоблачно», - говорит он.

Таким образом, эксперты предсказывают неплохие результаты для парламентской оппозиции и возможное ухудшение позиций «Единой России».

При этом Алексей Макаркин придает большое значение тому, что избирательная система на федеральном уровне возвращается к смешанным выборам по пропорциональной и одномандатной моделям. Это будет весьма важно на выборах будущего года в Госдуму, а потом, возможно, отразится и на президентской кампании. По мнению политолога, драматический и скандальный характер событий 2011-2012 годов для власти стал следствием ошибочной ставки на чисто пропорциональную систему.

«В 2011 году не было одномандатных округов - и не было резервуара для кандидатов партии власти, - подчеркнул Макаркин. - А вспомните, в 2003 году ЕР получила 37,5% голосов и конституционное большинство в Госдуме за счет одномандатников, которые стройными рядами пошли в ее ряды. Вот, сейчас вернулись к этой смешанной избирательной системе. И власти не надо «накручивать» результаты. Получит ЕР 40% - все равно, ее кандидаты самые ресурсные в одномандатных округах. У них и информационный ресурс, финансы, штабы. Зачем прыгать выше головы и устраивать скандальные выборы? А в регионах так было всегда».

Что касается результатов выборов 13 сентября, то губернаторами, по общему мнению экспертов, будут избраны те, кого желает видеть Кремль - то есть, все те же действующие главы регионов или временно исполняющие их обязанности. До такого состояния, чтобы допустить появление оппозиционных губернаторов, российская политическая система в ближайшие годы, очевидно, не дойдет.

Хотя представители парламентских оппозиционных партий на губернаторские выборы допущены, прийти первыми у них вряд ли где получится. «В некоторых регионах возможен второй тур выборов, - допускает Алексей Макаркин. - Это Омская, Иркутская, Амурская и Архангельская области. В Омске и Иркутске сильны коммунисты, в Амурской области подрос рейтинг представителя ЛДПР. Он, наверное, не достигает такого уровня, чтобы быть реальным претендентом, но твердое второе место возможно - в условиях слабого кандидата от коммунистов».

«Интересно посмотреть на губернаторские выборы в Амурской области, где кандидат от ЛДПР Иван Абрамов очень активен, а врио губернатора Козлов недостаточно популярен», - также отметил Константин Калачев. По его словам шансы на второй тур ничтожно малы, но достойно выступить конкуренты власти могут также в Омской, Архангельской и Иркутской областях. Там, как прогнозирует эксперт, результаты занявших второе место могут доходить до 20% голосов и выше.

«Что касается губернаторских выборов, то везде ожидаю победу людей, которые облечены доверием президента - либо действующих, либо исполняющих обязанности. Еще несколько лет будет так», - отметил, в свою очередь, Глеб Кузнецов.

С выборами уровнем ниже - в законодательные собрания регионов, ситуация поживее. «Там, где есть реальный раскол элит, он может отразиться на результатах голосования, - полагает Константин Калачев. - Например, выборы городской думы в Нижнем Новгороде: там есть противостояние главы города с губернатором - Олег Сорокин против Валерия Шанцева. Из-за этого ЕР может голосов не добрать и показать невысокий результат»

В Новосибирске, по прогнозу Калачева, также непростая ситуация. «Там есть за что бороться, мэр - коммунист, и КПРФ может выступить вполне достойно, - заметил политолог. - Хотя в области у ЕР будет перевес за счет одномандатников». В Ульяновске губернатор Сергей Морозов возглавляет список ЕР на выборах в городскую думу. Между тем, у ЕР там не самый высокий рейтинг, и «если результат будет низким, это и для губернатора будет «черная метка», - говорит политолог.

Что касается партий непарламентских, то о них особо много говорить эксперты не хотят. «Для ПАРНАСа 2-2,5% - тот ориентировочный результат, на который он может рассчитывать в Костромской области. Пятипроцентный барьер они точно не перейдут. И не ПАРНАС, наверное, удивит нас в Костроме высоким результатом, а КПРФ», - полагает, в частности, Константин Калачев.

Алексей Макаркин, тем не менее, подчеркнул, что «от того, какой результат покажет ПАРНАС, будет зависеть, как эта партия выйдет на парламентские выборы». По его словам, «удастся ли им привлечь аудиторию, достаточно традиционалистски настроенную, - вот одна из интриг».

Говоря о том, какие выводы из нынешней избирательной кампании придется сделать партиям, претендующим получить места в Госдуме по итогам выборов в 2016 году, Глеб Кузнецов отметил, что, «учитывая устройство одномандатных округов, которое сейчас предлагается, надо учиться всем политическим силам, и ЕР в том числе, разговаривать с сельским провинциальным избирателем».

«Если будешь думать, что победа делается на Болотной площади - проиграешь. Именно в мелких муниципалитетах партия власти терпит самые чудовищные поражения в своей электоральной истории», - резюмировал эксперт.

Леонид Смирнов