Posted 14 сентября 2015,, 17:17

Published 14 сентября 2015,, 17:17

Modified 31 марта, 06:18

Updated 31 марта, 06:18

Поэма без федерального героя

14 сентября 2015, 17:17
Партия власти постепенно теряет электорат, но при этом никто особо не торопится занять ее пьедестал – так эксперты комментируют итоги региональных выборов, отмечая, что оппозиции перед выборами в Госдуму нужно серьезно поработать над ошибками.

Итоги Единого дня голосования, состоявшегося 13 сентября, как и ожидалось, вряд ли кого-то смогли удивить. Как и прогнозировали эксперты, трудности при переизбрании возникли у глав Амурской области и республики Марий Эл, а в Иркутской области для избрания губернатора даже придется проводить второй тур голосования.

«Понятно, что «Единая Россия» понемножку идет вниз, - заметил в комментарии для «Росбалта» политолог Дмитрий Орешкин. - Это долгосрочная тенденция, не зря Владимир Путин переложил эту ношу (лидерства в партии) на шею Дмитрию Медведеву. Он правильно понимает ситуацию: люди устают от почти пятнадцатилетнего доминирования этой партии. Жизнь лучше не становится, Путин хорош, а вот партия плоха».

Как предсказывает эксперт, к федеральным выборам 2016 года можно ожидать «переноса центра тяжести на одномандатные округа». «Та же самая номенклатура будет избираться в качестве независимых, - пояснил он. - Наденут майки, где написано «самовыдвиженцы», и снимут майки «Единой России».

Другая возможная стратегия: «в зависимости от того, насколько плохо пойдут дела в экономике, достанут из колоды карту Общероссийского народного фронта (ОНФ)». Эту, уже слегка подзабытую структуру, которая то ли есть, то ли ее нет, политолог именует «тоже путинской, но с более левой риторикой, которая лежит в качестве неприкосновенного запаса и может быть предъявлена избирателю как более близкая к народу. Но на деле она все равно обслуживает ту же властную корпорацию».

Это, по словам эксперта, называется «ослаблением партийной составляющей». «Если десять лет назад говорили, что надо избираться по спискам (тогда список ЕР был популярен, потому что партия власти сияла отраженным светом Путина), то сейчас наоборот, говорят, что надо избираться по одномандатным округам. Потому что партии раскалывают общество и т.д.», - пояснил Орешкин.

Вообще-то, метания или «колебания маятника» от пропорциональной к одномандатной избирательной системе (и наоборот) были свойственны отечественной политике со времен Перестройки. Помнится, демократические лидеры сначала требовали перехода к голосованию по партийным спискам, потому что в одномандатных округах на местах неизбежно победят секретари райкомов КПСС — а потом, когда стала укрепляться КПРФ, для спасения демократии стало необходимо переходить опять к одномандатникам. И так несколько раз.

Среди тех, кто на этих качелях поплыл вверх, сейчас эксперты называют партии, принадлежащие к парламентской оппозиции: КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию». Говоря о последней, политолог Глеб Кузнецов отметил, что те, кто списал СР со счетов из-за крайней некомпетентности ее федерального руководства, поспешили. «В регионах у них есть сильные партячейки, которые, если им не мешать, способны на подвиги», - полагает эксперт.

Политолог Борис Макаренко также отметил, что «Справедливая Россия», которая в прошлом году на региональных выборах выступила неубедительно, «сейчас набрала относительный вес». «Электораты ЕР и СР не соседствуют. За СР голосуют те, кто в принципе лоялен, но имеет причины для недовольства в конкретной ситуации, - подчеркнул эксперт. - Это смыкается с предположением, что ЕР немножко недобрала — значит, у избирателя есть какие-то претензии к власти».

Что касается «несистемной оппозиции», то внимание публики на этот раз было приковано к традиционно до этого «тихой» Костромской области, которая на этот раз стала единственным регионом, где к выборам была допущена партия ПАРНАС. Но в итоге, несмотря на буруню кампанию, она так и не смогла преодолеть пятипроцентный барьер и провести хотя бы одного своего кандидата в областное законодательное собрание. Однако полным провалом эксперты такой итог называть не спешат.

«В Костроме у ПАРНАСа были наблюдатели, которые не позволяли грубо фальсифицировать выборы, - отметил Дмитрий Орешкин. - А и не надо грубо. Есть провинциальные участки». Как напомнил эксперт, глава избирательного штаба ПАРНАСа Леонид Волков говорил, что его наблюдатели контролируют около 400 участков, а всего в Костромской области их около 600. «Вполне достаточно, чтобы отъесть 3-4% у ПАРНАСа, если он вообще хорошо выступит. А если плохо — то и отъедать ничего не надо», - пояснил политолог.

Кроме того, по словам Орешкина, ПАРНАС «проиграл пиаровскую войну», когда в глазах костромского избирателя его наиболее мощного лидера Алексея Навального «склеили с США».

«Разговаривать с костромичами о плохих дорогах, о негодной экономике, с одной стороны правильно, а с другой — не новость. Там всегда были плохие дороги и отвратительная экономика. И всегда эти добрые люди выращивали картошку, собирали грибы, солили огурцы - и так продолжают жить. И не стоило говорить им про курс доллара и ВВП, это их не волнует никаким образом. А вот насчет того, что Обама хочет завоевать природные богатства, от зависти изнемогает и желает взять под контроль нашу Родину — это они очень охотно принимают», - отметил Орешкин.

Что дальше? Дмитрий Орешкин предсказывает, что к выборам в Госдуму в 2016 году ПАРНАС допущен не будет «с вероятностью в 70%». «Народ будет еще более злым, голодным, цены будут высокими, - предположил эксперт. - И вот выйдет Навальный и расскажет, кто сколько украл. А рассказывать он хорошо умеет».

«Соответственно, власти нельзя было допустить, чтобы кандидат от ПАРНАСа Илья Яшин получил в Костроме второй мандат (первый принадлежит в ярославской облдуме покойному Борису Немцову), который позволяет идти на выборы в Госдуму без сбора подписей. Вторая задача — устранить мандат Немцова. Как-то его надо затереть: то ли отправить ярославскую облдуму в отставку и провести досрочные выборы, то ли посадить Навального под арест», — говорит Орешкин, по мнению которого, «пускать Навального в телевизор» осенью 2016 года в ходе парламентской предвыборной кампании, с точки зрения нынешней власти, «нельзя категорически».

Если же все-таки ПАРНАС будет к выборам допущен, то эксперты не исключают, что в противовес ему власть использует другую старую оппозиционную партию - «Яблоко». Многолетний лидер «Яблока» Григорий Явлинский отчитался в блоге за партийные победы - прохождение кандидатов в городские думы Владимира и Томска, победы одномандатников, что в итоге обеспечивает мандатами отдельных депутатов-«яблочников» в шести региональных парламентах и еще нескольких районных и местных органах.

«В условиях сегодняшней политической жизни в России — войны, многолетней тотальной пропаганды, при абсолютной концентрации внимания всех СМИ исключительно на ПАРНАСе, «Яблоко» тем не менее, добилось существенных результатов», - резюмировал Явлинский.

«У «Яблока» как всегда двусмысленная позиция, - отметил Орешкин. - Они провели депутатов в некоторые городских собрания. И даже по одномандатным округам их люди проходят в какие-то заксобрания региональные. Как минимум, в 2016 году у них не будет проблемы с подписями. Это очень большое преимущество». В то же время, по его мнению, «Яблоко» проиграло пиар-кампанию Навальному: оно «перестало восприниматься как четкая ясная альтернатива нынешнему режиму на либеральном фланге».

«Но если все-таки ПАРНАС в 2016 году пробьется и зарегистрируется, власти придется поддерживать «Яблоко» - хотя бы и критикой, - прогнозирует Орешкин. - Тогда «Яблоко» пройдет в Госдуму, но только, если оно власти понадобится как альтернатива Навальному. Если же он будет снят, тогда и про «Яблоко» решат: гори оно огнем со своими 3% голосов».

«Мы увидели, что ни одна партия за все эти годы, включая 2015, не сделала заявку на прохождение в Госдуму, - резюмировал Борис Макаренко. - «Яблоко» и «Патриоты России» где-то в полупроходной зоне. Из семи десятков новых партий пока ничего не выросло. «Единая Россия» победила достаточно убедительно на всех выборах. Но если посмотреть рейтинги ЕР в общероссийском масштабе, то ее результат мог бы быть выше».

«Главный результат — возвращение второго тура как феномена нашей политической жизни. Это тектонический сдвиг», - говорит Глеб Кузнецов, имея в виду Иркутскую область, где предстоит второй тур губернаторских выборов. По его словам, теперь «даже в таких кампаниях «референдумного типа» (о доверии нынешнему губернатору) может случиться второй тур с неясными для действующего главы региона шансами».

По поводу дальнейших шансов оппозиции Кузнецов говорит так: «Если она сделает определенные выборы, проанализирует свои ошибки и недостатки, то все может быть. А если весь пар уйдет в свисток, в разговоры о том, что «выборы несправедливы и будьте вы прокляты», то понятное дело, ей ничего не светит».

Леонид Смирнов