Posted 15 сентября 2015,, 15:00

Published 15 сентября 2015,, 15:00

Modified 31 марта, 06:17

Updated 31 марта, 06:17

Зима загоняет Европу в цейтнот

15 сентября 2015, 15:00
Приближение осенних холодов грозит превратить кризис с наплывом мигрантов в ЕС в полноценную гуманитарную катастрофу. При этом Польша, Чехия, Словакия и Венгрия, не желающие принимать беженцев, готовы выйти из повиновения Брюсселю.

Германия и Австрия временно восстановили пограничный контроль на своих рубежах. Их миграционные службы и полиция даже с помощью волонтеров и Красного креста не справляются с тем потоком беженцев, который идет с юга. Европе нужно время на размышление, но его все меньше.

В этот раз бюрократическая привычка скрывать проблемы сыграла с ЕС очень плохую шутку. В особенно сложном положении оказалась Германия, которая все еще готова принять тех, кто бежит от войны в Сирии и Ираке, но уже не справляется с количеством мигрантов. Немцы на один день перестали пропускать австрийские поезда и временно (на пару недель), восстановили пограничный контроль на юге страны. Австрия последовала их примеру, чтобы предотвратить проникновение беженцев-нелегалов с венгерской и итальянской территории.

Пограничных служб у этих стран, давно живущих внутри Шенгенской зоны, фактически нет, так что контроль пока можно назвать символическим. Он, как пишут европейские СМИ, ведется на вокзалах и основных автомагистралях. Правда, появляется уже и информация о том, что немецкой полиции пришлось стрелять в воздух, чтобы остановить нелегалов.

Примеру германоговорящих государств с удовольствием последовала бы Венгрия, но ей не с кем закрывать границы внутри Евросоюза - часть ее рубежей является внешними для ЕС. Сейчас их пытается перекрыть немногочисленная венгерская армия, не приспособленная для проведения полицейских операций. Для этого в районах близ госграницы пришлось ввести чрезвычайное положение. И все равно из Сербии в Венгрию пытаются прорываться все новые тысячи беженцев.

За один день, как сообщается, границу преодолевают несколько тысяч человек, хотя все эти цифры весьма условны — проконтролировать всех не получается. Не говоря уже о том, что беженцы начинают искать новые маршруты. Так что, не сумев до конца закрыть границу с Сербией, которая не входит в ЕС и Шенген, венгры заговорили о закрытии своих границ с Румынией, являющейся членом Евросоюза, но не входящей в единое безвизовое пространство.

Между тем, пока некоторые европейские государства временно приостанавливали на своих границах действие Шенгенского соглашения, их министры внутренних дел пытались договориться о том, как разрешать кризис. Но не смогли. Нет не только единой технологии, которую готовы одобрить все страны ЕС, но и общей идеологии преодоления кризиса. Представители постсоциалистических государств Восточной Европы, например, Польши и Чехии, прямо говорят, что попытка принудить их к распределению мигрантов по квотам, которые станет определять Еврокомиссия, спровоцирует «институциональный кризис» в ЕС. Иначе говоря, такому решению, которое может быть принято простым большинством голосов от 28 стран, входящих сегодня в Европейский Союз, чехи, поляки, словаки и те же венгры подчиняться не станут.

Да и среди так называемых еврограндов, то есть стран ЕС с крупными экономиками, согласия нет. Даже Франция с Германией не могут договориться. Что неудивительно – с учетом того, что немцам, которые не справились с первым наплывом мигрантов, приходится менять свою стратегию на ходу. Они пытаются взять паузу, восстанавливая пограничный контроль и тем самым перенаправляя миграционные потоки во Францию и Чехию.

Но для серьезных размышлений времени почти не осталось. Скоро закончится «бабье лето» и уже в середине октября беженцы из регионов с теплым климатом начнут потихоньку замерзать. Европейская зима, конечно, не сибирская, но если нет крыши над головой, постоянно идет дождь, температура ночью опускается почти до ноля, а у тебя не хватает не то что теплого, а и просто питания — то опасное для жизни переохлаждение практически неизбежно.

Первые подобные смерти опять всколыхнут общественное мнение и заставят политиков не размышлять, а действовать. А действия эти, в таком случае, вновь будут непродуманными, если, разумеется, странам ЕС раньше не удастся договориться о совместной и единой миграционной политике. Или же, о чем тоже сейчас ведется немало разговоров, о восстановлении «Европы двух скоростей» - с делением Евросоюза на восточную и западную части и введением пограничного контроля между ними.

Иван Преображенский